Управление образования муниципального образования

Красноармейский район

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр внешкольной работы станицы Полтавской

Принята на заседании 

педагогического совета

МБУ ДО ЦВР

Протокол № ______

от «____» _________ 2018г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО ЦВР

______________Е.Е.Воловик

Приказ № ______

от «______» _________________ 2018 г.

О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я

П  Р О Г Р А М М А

2018-2019 учебный год

МБУ ДО ЦВР ст.Полтавской

Нормативно-правовое обеспечение

образовательной деятельности

Образовательная деятельность в Центре внешкольной работы

осуществляется в соответствии с  нормативно-правовыми документами:

1.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее - ФЗ № 273).

2.      Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

3.      Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее - Концепция).

4.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее - Приказ № 1008)

10.    Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее - Приказ № 2)

11.    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

12.    Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ, 2016 год.

13.    Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования»,  утвержденный приказом  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 года № 613-н

14.    Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  центр внешкольной работы станицы Полтавской.

          15. Нормативные локальные  акты ЦВР;

Цель и задачи образовательной деятельности

Цель деятельности ЦВР:

- оказание услуг в сфере дополнительного образования детей;

- создание условий для реализации права граждан на получение

дополнительного образования;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству через

реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в интересах личности, общества, государства и муниципального образования по 4 направленностям:

- социально-педагогическая;

техническая;

физкультурно-спортивная;

художественная;

Задачи:

- удовлетворить  потребности детей в получении дополнительного

образования, в реализации их творческого потенциала с учетом

индивидуального развития, потребностей и интересов;

создать условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения учащихся, адаптации к жизни в

обществе;

- развивать и совершенствовать систему воспитательной работы с

учащимися;

- организовывать и проводить содержательный  досуг детей;

- организовать  работу с семьей;

- совершенствовать  программно-методическое обеспечение

образовательного процесса с целью повышения качества образования;

- повышать  квалификационный уровень профессионального мастерства

педагогов, активизировать их творческий потенциал;

- обеспечить функционирование  внутренней системы оценки качества образования

- совершенствовать систему работы по наполнению сайта учреждения;

- совершенствовать материально-техническую базу учреждения.

Основные направления образовательной деятельности

В ЦВР реализуются программы по 4  направлениям, по которым

работают  объединения  с 1650  учащимися:

- социально-педагогическое – 293человека (объединений);

- техническое – 35 человек (объединение);

- физкультурно-спортивное – 92 человека (объединений);

- художественное – 1230 человек (объединений);

Модель учебно-организационной деятельности

Зачисление в объединения производится круглогодично по заявлениям

родителей (законных представителей) с предоставлением копий

свидетельства о рождении (паспорта),  медицинских справок (для

объединений физкультурно-спортивной направленности, хореографии).

В объединениях ЦВР обучаются дети и подростки в возрасте 5-18 лет.

Занятия в объединениях ЦВР проводятся как на базе учреждения, так и

на базе образовательных организаций района  СОШ № 1, 4,6, 7,9,14,55, школа-интернат.

В начале учебного года (сентябрь):

- составляется и утверждается учебный план по направлениям

деятельности;

- составляется и утверждается расписание занятий в объединениях;

- вносятся данные контингента учащихся в АИС ДО

формируется электронная база данных контингента учащихся

внутреннего пользования, которая ежемесячно корректируется в течение

учебного года в соответствии с изменением списочного состава учащихся

объединений ЦВР;

- рассматриваются и утверждаются дополнительные общеразвивающие

программы;

- рассматриваются и утверждаются годовые индивидуальные планы

работы педагогов ДО;

- оформляются журналы учета работы педагогов дополнительного

образования.

Учебный план на 2018/2019 учебный год утверждается  приказом

директора ЦВР,  составлен в соответствии с предыдущими и последующими годами обучения по дополнительным общеразвивающим программам, срок реализации которых составляет от одного года до 3 лет.

Составлен перечень дополнительных общеразвивающих программ по

направлениям обучения: социально-педагогического, технического,

физкультурно-спортивного,художественного.

Расписание занятий в объединении составляется на основании учебного

плана, в соответствии с нормами СанПин и утверждается директором ЦВР. В

течение учебного года расписание может корректироваться в связи с

производственной необходимостью.

Расписание предусматривает выработку педагогом в течение дня не

более 8-ми часов. Рабочее время педагогов исчисляется в астрономических

часах. Количество часов занятий одного объединения в неделю составляет от

1-го до 6 часов.

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в объединениях ЦВР представляют собой целостную систему дополнительного образования в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами.

В учреждении занимаются учащиеся с повышенными образовательными потребностями, к которым относятся:

- учащиеся, входящие в состав творческих групп;

- учащиеся, показывающие высокие результаты на мероприятиях

муниципального, регионального, федерального уровня (учет по итогам

участия в мероприятиях).

С целью совершенствования исполнительских навыков, сценического

мастерства, обучения игры на музыкальных инструментах, вокального пения,

постановки сольных вокальных  номеров  выделены часы на

индивидуальное обучение в следующих объединениях:

- «Лира» - 1 объединения (6 учащихся);

- «Юный гитарист» - 1 объединение (15 учащихся);

- «Казачий круг» – 1 объединение (4 учащихся).

С целью социальной адаптации учащихся с ОВЗ, инвалидами, детьми-инвалидами  в учреждении реализуется Программа «Обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья».

По дополнительной  общеразвиваюшей  программе  - «Чудеса в ладошках» - 1 ребенок-инвалид;

В учебно-воспитательном процессе педагоги дополнительного образования ЦВР придерживаются следующих принципов:

- добровольность посещения занятий учащимися;

- осознанность выбора учащимися предметной области деятельности;

- создание условий для творческой самореализации учащихся;

- учет индивидуальных и коллективных интересов учащихся;

- повышение мотивации к обучению в той или иной предметной

области деятельности;

- практическая ориентированность занятий;

- реализация поставленных учебных целей через наиболее эффективные

формы и методы обучения;

- создание благоприятной психологической обстановки в объединении

и «ситуации успеха» в учебно-воспитательном процессе;

- вариативность использования всех методов, способов и приемов в

учебно-воспитательном процессе с учетом их целесообразности.

Кроме занятий в объединениях, в течение учебного года учащиеся

участвуют в массовых мероприятиях различного уровня (муниципальный,

областной, региональный, федеральный, всероссийский, международный).

В период каникул ЦВР организует и проводит туристские походы,

учебно-тренировочные сборы, экскурсии, оздоровительные и профильные

лагеря).

В течение учебного года педагоги в соответствии с Положением об

аттестации учащихся ЦВР проводят вводную, промежуточную, итоговую

аттестацию учащихся, в ходе которой оценивается уровень их обученности.

Результаты аттестации фиксируются в  диагностических картах, аналитических справках.

Аттестация учащихся, в зависимости от направления обучения, может

проводиться в следующих формах:

- анкетирование;

- тестирование;

- зачет;

- конкурс;

- соревнование;

- игра;

- выставка;

- концерт и др.

Учащиеся, прошедшие обучение и усвоившие образовательную

программу, в конце учебного года проходят аттестацию и переводятся на   следующий год обучения на основании приказа директора ЦВР.

ЦВР обеспечивает и развивает образовательную среду для

социокультурного и предпрофессионального самоопределения,

самореализации личности учащихся в соответствии с принятыми

программами обучения.

Педагогические технологии дополнительного образования.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность как развитие потенциальных возможностей самого обучающегося: его интеллекта, общих и специальных способностей, личных качеств.

В ходе учебно-воспитательного процесса педагоги используют такие педагогические технологии, как развивающее обучение, основой которого является личностно-ориентированный подход к обучению, игровая деятельность, индивидуально-групповая и командно-игровая форма обучения, проектная деятельность, проблемное обучение и др.

Индивидуально-групповая работа – это форма обучения, в процессе которого объединение разбивается на группы, в каждой из которых равное количество обучающихся, при этом уровень их обученности различен.

После объяснения новой темы педагог предлагает усвоить ее по соответствующему заданию, после чего выдает тест каждому обучающемуся.

В группе ответы на тесты обсуждаются коллективно, таким образом, хорошо успевающий обучающийся помогает слабому.

Работа всей группы оценивается по индивидуальным ответам, по которым подводятся итоги.

При командно-игровой форме работы команда состоит из обучающихся, равных по уровню обученности.

Педагог выдает на группу задание (тест) по одной и той же теме,  но разное по сложности в соответствии с уровнем обученности обучающихся, (сложные задания выдаются более подготовленным). Чья команда будет иметь больший балл, та и выигрывает, таким образом, слабые обучающиеся соревнуются наравне с сильными.

Такое обучение в сотрудничестве значительно повышает интерес к процессу обучения не только обучающихся, но и педагогов. Между обучающимися и педагогом устанавливаются доверительные, дружеские отношения.

Обучение в сотрудничестве требует перехода педагогов на более высокий уровень общения и обучения.

Методика развивающего обучения стимулирует творчество педагога, развивает его аналитическое мышление и позволяет применять на практике педагогику сотрудничества.

Использование этого метода обучения позволяет педагогу предвидеть «ситуацию успеха» и его развитие на предстоящем занятии, включить в учебно-воспитательный процесс учебную дискуссию и обучить приемам ее ведения, формулировать задания по каждой теме и вопросов (тестов) к ней, организовать коллективно-распределительную деятельность в объединении при игровых формах обучения.

Развивающее обучение способствует развитию таких направлений деятельности, как

со стороны педагога:

  • организация сотрудничества со школами города и учреждениями культуры;
  • оказание помощи обучающимся в становлении их самостоятельности (актуализация личности);
  • организация досуга как среды восстановления психофизических сил обучающихся;
  • налаживание связей с родителями обучающихся;

и со стороны обучающихся:

  • реализация творческих интересов в различных играх, соревнованиях, выставках, викторинах, конкурсах;
  • проявление задатков лидерства;
  • генерация творческих идей с предложением  плана их осуществления.

Проектирование– технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося и организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы. Принципиально, что технология проектной деятельности не сводится к методу проектов. Последний ориентирован на достижение четко запланированного, оформленного строгими процедурами и выраженного в виде продукта деятельности результата; технология проектной деятельности, в первую очередь, требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования.

Проект, специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, – комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Проблемное обучение – организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся.

Педагоги дополнительного образования едины в том, что «творчество педагога - это творчество обучающихся». В связи с этим, все педагоги стремятся повысить свое профессиональное мастерство посредством самообразования: работают творческие группы, создан алгоритм проведения самоанализа занятий, проводятся заседания «круглого стола» по обмену педагогическим опытом, организуется работа по повышению педагогического мастерства (обучающие семинары, участие в конкурсах профессионального мастерства, тренинги для педагогов и обучающихся, тестирование).

Педагоги в течение учебного года разрабатывают определенные методические темы для повышения своей квалификации и развития профессиональных качеств.

Модель воспитательной деятельности

Система воспитательной работы в ЦВР реализуется через комплекс

следующих мероприятий:

- организацию и проведение организационно-массовых и

воспитательных мероприятий в рамках проектов по реализации Концепции

воспитательной работы с обучающимися МБУ ДО ЦВР;

- организацию работы с семьей.

а) организация и проведение

организационно-массовых и воспитательных мероприятий

Организационно-массовые и воспитательные мероприятия ЦВР

проводит как для учащихся учреждения, так и для учащихся

общеобразовательных учреждений  согласно плану организационно-массовых и воспитательных мероприятий на 2018/2019 учебный год, который составлен с учетом каникулярного отдыха учащихся.

Организационно-массовые и воспитательные мероприятия в объединениях проводятся как педагогом-организатором, так и педагогами ДО.

Ко всем мероприятиям разрабатываются сценарии, которые апробируются и реализуются на практике. Все массовые мероприятия нацелены на воспитание качеств, присущих гражданину и патриоту, развитие физических, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Организация для детей содержательного досуга создает условия для социального, культурного и предпрофессионального самоопределения, творческой самореализации

личности. Привлечение детей и подростков к участию в мероприятиях, к их

организации и проведению является эффективной мерой профилактики

асоциального поведения учащихся.

в) организация работы с семьей

Важное место в образовательной деятельности ЦВР отводится

организации работы с семьей. Общеизвестно, что наилучший результат в

развитии личности ребенка получается в процессе совместных усилий,

активного и позитивного взаимодействия образовательного учреждения и

родителей учащихся.

Формы работы с родителями, используемые в учреждении:

- индивидуальные беседы, консультации по вопросам организации

учебного процесса, воспитания, обучения, участия в мероприятиях их детей;

- организация (или посещение в школах) родительских собраний;

- посещение родителями занятий (совместное творчество родителей и

ребенка);

- привлечение родителей к подготовке и участию в мероприятиях;

- организация совместной работы с родителями по ремонту техники и

учебного оборудования;

Контроль образовательного процесса

Контроль образовательного процесса в объединениях осуществляется в

соответствии с утвержденным планом работы ЦВР на 2018/2019 учебный

год.

В данном направлении работы проводится контроль:

- выполнения дополнительных общеразвивающих программ;

- выполнения годовых индивидуальных планов работы педагогических

работников;

- ведения журналов учета работы педагогов ДО, документации по

сопровождению учебно-воспитательного процесса в объединениях;

- проведения вводной, промежуточной и итоговой аттестации

учащихся.

По утвержденному графику проводится проверка наполняемости

объединений, сохранности контингента учащихся, программно-

методического обеспечения занятий в объединениях.

В течение учебного года осуществляется контроль за работой

педагогических кадров с целью совершенствования их профессионального

мастерства через:

- анализ проведения открытых занятий (мероприятий);

- мониторинг прохождения педагогическими работниками курсов

повышения квалификации, участия в методических мероприятиях

различного уровня;

- мониторинг прохождения аттестации  педагогическими работниками;

В течение учебного года проводится проверка наличия необходимой

документации в личных делах сотрудников.

Перед началом и в течение учебного года проводится проверка

санитарного состояния кабинетов, ведения документации, в т.ч. по технике

безопасности и охране труда.

   Модель организационно-управленческой деятельности

Управление ЦВР осуществляется в соответствии с Федеральным

законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»,

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам, Уставом ЦВР,

Коллективным договором, нормативными локальными актами.

Непосредственное управление ЦВР осуществляет директор.

Основными формами самоуправления являются: общее собрание работников,

педагогический совет. Компетенции этих органов самоуправления определены Уставом и соответствующими Положениями. Оперативное управление осуществляется в соответствии с должностными инструкциями.

Педагогический коллектив работает в соответствии с планом работы

учреждения. Планирование носит системный характер, планы отражают конкретное содержание мероприятий, ответственных лиц за их организацию и проведение, сроки и место проведения. Планирование строится на основе анализа деятельности учреждения за предыдущий период с учетом основных тенденций развития учреждения. Планы ЦВР охватывают все области деятельности образовательного учреждения. Представляемые планы разнообразны по форме: годовые индивидуальные планы педагогических работников, годовой план работы учреждения, годовой план организационно-массовых и воспитательных мероприятий, планы организационно-массовых и воспитательных мероприятий на месяц и др.

В управленческой деятельности главное внимание уделяется

управлению развитием образовательного процесса в учреждении в новых

условиях в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской

Федерации».

Приоритетными направлениями управленческой деятельности ЦВР

являются:

- ориентация творческой активности педагогов на повышение

мотивации учащихся к обучению в той или иной предметной деятельности во

всех объединениях, на организацию работы с одаренными детьми, с детьми с

ОВЗ;

- повышение качества образовательного процесса;

- развитие направлений образовательной деятельности: технической.

Большое внимание уделяется организации и контролю образовательного процесса, анализу образовательной  деятельности   учреждения.

Взаимодействие с организациями и учреждениями района

Центр внешкольной работы сотрудничает со следующими организациями и учреждениями:

-  с образовательными учреждениями: СОШ№ 1,4,6,7, 9,14,55, школа –интернат.- по вопросам организации учебно-воспитательной деятельности;

-с Полтавским культурным центром 50-лет Октября- по вопросам участия учащихся и педагогов ЦВР в различных мероприятиях;

- с историческим музеем ст. Полтавской – по вопросам  посещения и участия в выставках декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности.

- с районной детской библиотекой – по вопросам организации воспитательной деятельности.

- с районной организацией ВДПО, полиция, вневедомственная охрана - по вопросам обеспечения  безопасности жизнедеятельности;

- с районным  «Боевым  братством»;

- районным советом ветеранов;

Реализуемые общеобразовательные  общеразвивающие программы

Обучение ведется по модифицированным дополнительным общеразвивающим программам, разработанным в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций  по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

На начало 2018/2019 учебного года в учреждении реализуются  40

дополнительных общеразвивающих программ следующих направленностей:

 Социально- педагогическая: «Игротека», «Безопасная дорога», «Школьный праздник», «Юный спасатель», «Белая ладья». «Шахматы», «Юный шахматист», «Дорожный патруль», «Игровая мастерская», «Патриот»

Актуальность программы «Шахматы», «Белая ладья», «Юный шахматист» (педагоги: Трихлеб А.В., Быков Р.А, Кришталь )  объясняется тем, что в эпоху компьютеров и информационных технологий особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.  Весь учебный материал программы разделен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения знаний, практических умений, навыков.

Цель программы  творческого объединения «Патриот» (педагог Соковикова Ю.Е.) – социальное становление,  патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества. Основными задачами программы являются: развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей; компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях; воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Программы «Безопасная дорога», «Дорожный патруль» нацелены на формирование у обучающихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах. В содержание занятий  входит обучение детей оказанию первой медицинской помощи, агитация безопасного поведения на дорогах, вождение велосипеда. Результаты работы подводятся на конкурсах, викторинах, соревнованиях.

Программа «Юный спасатель» (педагог Конова И.И.) дает возможность развития положительной социальной активизации детей через их знакомство с правовыми документами и особенностями пожарной службы через игровую и проектную деятельность. Результативность работы определяется разными методами: тестирование, опрос, диагностика, участие в соревнованиях.

Техническая: «Мастерская творчества», « В мире творчества» С объединениями технической направленности занимаются 1 педагог по 2 дополнительным общеобразовательным программам, открыто 4 учебные группы, с общим количеством детей – человек.

   Техническая деятельность, осуществляемая в детских объединениях, формирует специальные знания, умения и навыки. Учащиеся приобретают опыт использования различных технологий. У детей развиваются познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путем освоения и использования  технических методов и приемов. Темы занятий - практико-ориентированные, что обеспечивает интерес обучающихся.

Художественная:  «Созвездие», «Вдохновение», «Золотые ручки», «Волшебная палитра», «Мастерская чудес», «Сундучок идей», «Карусель», «Лира»,  «Делаем сами»,  «Радуга рукоделия», «Ритм», «Орхидея», «Прекрасное своими руками», «Сувенир», «Радуга творчества», «Город мастеров»,  «Чудеса в ладошках», «Капельки», «Казачий круг», «Азбука балета»,  «Сценодвижение», "Театральная мастерская".

  В направлении работают  педагогов, реализующих  дополнительных общеобразовательных программ, сформировано  учебные группы, общее количество учащихся –  человека.

      Занятия по хореографии «Созвездие», «Вдохновение» проходят в специально оборудованных помещениях с техническим оснащением. Воспитанники обязательно должны иметь танцевальную форму и обувь. Программы предусматривают овладение основами классической хореографии и включают коллективную и индивидуальную работу с учащимися, реализуемую через постановочную, репетиционную деятельность. В процессе занятий идет развитие общей эстетической и танцевальной культуры. Детей обучают танцевальным элементам, развивают танцевальные данные, ритмичность, музыкальность, артистичность и  эмоциональную выразительность. Занятия танцами оказывают большое влияние на развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости). Параллельно с обучением осуществляется воспитательный процесс. Юные танцоры должны быть трудолюбивы, терпеливы, коммуникабельны и стремиться к творческому самовыражению. Формой контроля является просмотр и анализ, тестирование, участие в открытых занятиях, конкурсных и концертных мероприятиях. Формы подведения итогов: отчетный концерт, конкурсы, открытые занятия для родителей, проверка практических навыков, диагностика усвоения детьми программного материала.

 Программы вокала «Лира», «Карусель», «Казачий круг»     воспитание, обучение и развитие детей этого направления осуществляется средствами музыкального искусства, включающими классические произведения, современную классику, детские песни. В процессе обучения педагоги формируют у воспитанников   интерес к музыкальному искусству,  развивают исполнительские навыки, музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальное восприятие; формируют знания обучающихся в области музыкальной культуры, жанровом и стилевом многообразии вокального искусства, знания о выразительных средствах и особенностях музыкального языка, развивают активную, музыкально-творческую деятельность.

В детских объединениях декоративно-прикладного творчества( Радуга творчества, Сувенир, Орхидея, Город мастеров, Золотые ручки, Сундучок идей) воспитанники получают теоретические и практические навыки работы с разными материалами: дерево, текстиль, природный материал, стекло, соленое тесто, пластилин, бумага и пр.; знакомятся с разными техниками конструирования из бумаги, лепки из пластилина и соленого теста, шитья, вязания, декорирования стеклянных, деревянных, пластмассовых изделий и т.д. Все это способствует развитию творческих способностей, формируя позитивное отношение к окружающему миру. Педагоги дают знания в области технологии работы с разными материалами, знакомят с историей искусства (по содержанию своей программы) и видами декоративно-прикладного искусства, развивают образное мышление в процессе решения творческих заданий, сенсорные способности, художественный вкус. Воспитательный аспект программ данного направления: формирование и развитие коммуникативных навыков, воспитание позитивного отношения к нравственным общечеловеческим ценностям, формирование умения объективно оценивать результаты своего и чужого труда. На занятиях обучающиеся изготавливают предметы для декорирования интерьера, сувениры, игрушки, украшения, знакомятся со всеми видами аппликации: из бумаги, ткани, природных материалов.  При подведении итогов работы используются следующие формы занятий: выставки, конкурсы, фестивали, ярмарки, мастер-классы. Учащиеся объединений декоративно-прикладного творчества традиционно принимают участие в муниципальных и краевых выставках.

Актуальность программы «Азбука балета» заключается в особом внимании к культуре, искусству театра и балета, приобщении детей к здоровому образу жизни, в возможности раннего расширенного приобщения детей к искусству балета.

Физкультурно-спортивная: «Волейбол», «Грация».

Выполнение задач по программе «Волейбол» (педагог Трихлеб А.В.) предусматривает такие направления работы, как: теоретические занятия, включающие беседы, просмотр и обсуждение видеозаписей игры в волейбол, практические занятия по технике и тактике игры  тренировки, разминки, соревнования;

Программа «Грация» (педагог Соковикова Ю.Е.) предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. На первых занятиях  предлагаются элементарные комплексы упражнений гимнастики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися, затем упражнения соединяются в музыкальные композиции. Сначала упражнения выполняются под счет, а затем, по мере усвоения, под музыку. Для закрепления упражнений они варьируются, изменяются исходные и конечные положения, меняется темп и ритм музыки.