В концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов самоопределения школьников. Дополнительное образование рассматривается как одно из приоритетных направлений образования.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах детей.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области, в области практических действий на пути к мастерству. Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной деятельности, профиля программ, времени их освоения.
Образовательная Программа Центра внешкольной работы определяет содержание уровней и направленности деятельности учреждения, является для педагогического коллектива одним из основных документов нормативно - констатирующего плана.
Программа разработана в соответствии:
- Положением о Конвенции о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ « Об образовании» № 273 от 29.12.2012;
- Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Уставом МБУ ДО ЦВР.
Образовательная программа ЦВР реализуется в целях всестороннего удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и дополнительных образовательных потребностей детей, исходя из условий дополнительного образовательного пространства станицы Полтавской и Красноармейского района.
Образовательная программа является документом, определяющим основные направления, способы и содержание дополнительной образовательной деятельности, позволяет реализовывать концептуальные цели и задачи с учетом специфики Центра внешкольной работы и реального опыта образовательной деятельности педагогов дополнительного образования.
Центр внешкольной работы – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность в соответствии с Лицензией № 07045 от 04.09.2015г.
Образовательная деятельность ЦВР направлена на создание условий для личностного развития детей, адаптацию их в обществе, профессиональное самоопределение и осуществляется в комплексе:
- познавательная деятельность – направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр.;
- ценностно-ориентационная деятельность представляет процесс формирования отношений ребенка к миру, формирование его убеждений, взглядов, усвоение нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями;
- коммуникативная деятельность – направлена на создание среды общения (среда развития), развитие навыков общения, воспитание культуры общения и формирование языковой культуры;
- досуговая деятельность – означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать обучающимся ЦВР.

Приоритетными принципами образовательной программы ЦВР являются:

1. Принцип гуманизма (содержание образования предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры).
2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования (предполагает выявление и развитие склонностей и способностей в различных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в соответствии со склонностями, индивидуальными возможностями и интересами; содержание дополнительного образования детей должно быть дифференцировано по профилю деятельности (области науки, культуры, техники, спорта); оно должно быть ориентировано на образовательные потребности личности, разносторонние интересы детей, их субъективный опыт и индивидуальные природные особенности. Содержание дополнительного образования детей должно быть разноуровневым как для детей одного возраста, но с различным субъектным опытом, так и для детей разного возраста, но с близким по уровню развитием. Дифференциация содержания обуславливает разные уровни его усвоения:
- общекультурный уровень усвоения определенной образовательной программы предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыков общения и умений совместной деятельности детей в освоении образовательной программы;
- углубленный уровень предполагает развитие компетентности в данной образовательной области (знать все о чем-то), сформированности навыков на уровне профессионального применения;
- профессионально-ориентировочный предусматривает достижение повышенного уровня образования в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения в условиях неопределенности (уровень методологической компетентности).
3. Принцип интеграции и взаимодействия (искусств, общего и дополнительного образования, прикладных видов деятельности и др.).
4. Принцип общедоступности.
5. Принцип детоцентризма (содержание образования предполагает приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса).
6. Принцип увлекательности и творчества (содержание дополнительного образования детей должно реализовываться в интересной для ребенка деятельности, способствующей глубине и интенсивности постижения им того или иного явления; предполагается развитие творческих способностей детей, в связи с чем в образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе).
7. Принцип системности (предполагает преемственность знаний).
8. Принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности).
9. Принцип прогнозируемости, оперативности и подвижности (содержание дополнительного образования детей должно иметь прогнозируемый (ожидаемый) результат, критерии его достижения и способы замера (оценки), свидетельствующие о его адекватности поставленным целям образования; невозможность прогнозирования результата указывает на несоответствие содержания образования его целям; содержание дополнительного образования детей должно быть динамичным, гибким и вариативным, отражающим как достижения науки, изменения в обществе, так и развитие каждого ребенка, динамику уровня и направленности его интересов и способностей).
10. Принцип открытости социуму.
11. Принцип триединства (обучения, воспитания и развития).
12. Принцип демократичности, педагогики сотрудничества (содержание образования предполагает право каждого ребенка на выбор своей траектории развития и участия в образовательном процессе, признание ценности совместной деятельности детей и взрослых).
13. Принцип народности и культуросообразности(содержание дополнительного образования детей должно отражать современное состояние науки и культуры, к которым приобщаются дети; предполагается ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества).
14. Принцип технологичности (содержание дополнительного образования детей должно включать в себя возможности его усвоения через совокупность различных форм и способов деятельности).
15. Принцип обеспеченности (содержание дополнительного образования детей должно сопровождаться нормативным правовым, программно-методическим, кадровым и материально-техническим обеспечением).

Образовательная деятельность Центра внешкольной работы свободно и легко реагирует на изменения в социуме.
В образовательной программе представлена система мониторинга процесса и результативности деятельности, способы управленческого реагирования на результаты мониторинга, т.е. система коррекции образовательного процесса ЦВР.
В опыте работы ЦВР используются различные виды образовательных технологий (структурно-логические, игровые, диалоговые, т.д.)

Анализ образовательной ситуации Центра внешкольной работы.

Современная образовательная ситуация применительно к деятельности ЦВР определяется рядом факторов:

1. Образования в Красноармейском районе.
2. Кадровый потенциал и материально-техническая база Центра внешкольной работы.
3. Общие тенденции образования на данный период времени.
4. Реальные образовательные потребности.

Ситуацию, сложившуюся на данный момент в образовании, можно охарактеризовать как недостаточно финансируемую с одной стороны, но с высокими требованиями к качеству дополнительного образования с другой стороны. Дополнительное образование является как бы необязательным и может функционировать только благодаря своей способности отвечать запросам населения.
Анализ образовательных потребностей указывает на востребованность дополнительных образовательных услуг художественной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической и технической направленности. Неудовлетворенными остаются дополнительные образовательные услуги, связанные с вложением финансов (расширение площадей деятельности ЦВР, закупка дорогостоящего оборудования, материальное обеспечение объединений и пр.). Это требует особых решений как со стороны ЦВР, так и со стороны учредителя, а также вложение дополнительных средств, привлечение спонсорской помощи.
Качество реализуемых образовательных услуг – достаточно высоко. Однако необходимо совершенствование образовательной деятельности ЦВР, что обязывает сотрудников искать новые формы и способы профессионального роста, следствием чего станут улучшение качества образовательного процесса ЦВР и стимулирование детей к получению дополнительного образования.
Ближайшие перспективы развития дополнительного образования можно рассматривать в связи с изменениями в обществе и образовании в целом и в районе. В настоящее время в Центре внешкольной идет работа по совершенствованию организационной структуры, по созданию новых и интересных образовательных объединений. Это позволит коллективу ЦВР удовлетворять возникающие потребности детей в дополнительном образовании.

Цели и задачи образовательной программы.

Основной целью образовательной деятельности Центра внешкольной работы является создание условий для формирования и развития творческих способностей, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, профессиональной ориентации учащихся, формирование социокультурного пространства, обеспечивающее социальное развитие личности учащихся, подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях современного общества.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-выполнение муниципального задания;
-обновление содержания дополнительных образовательных программ, с учѐтом выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности, в том числе детей с ОВЗ;
-коррекция содержания, методов, форм организации учебно – воспитательного процесса в условиях внедрения принципов инклюзивного образования для успешной социализации учащихся.
-обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса путѐм заключения договоров на охрану учреждения, эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, обслуживание АПС и др.
-организация и проведение организационно-массовых и конкурсных мероприятий внутриучрежденческого, районного и зонального уровня согласно плана работы;
-активное участие творческих коллективов Центра в районных, зональных, краевых, Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках;
-создание условий успешной реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого учащегося за счѐт расширения спектра образовательных услуг, увеличения количества объединений технической направленностей;
-повышение профессиональной компетентности педагогических кадров через участие в научной, учебно-методической, педагогической и исполнительской деятельности; развитие творческих способностей педагогов;
-создание комфортного образовательного пространства для участников образовательных отношений.

Образовательная деятельность Центра внешкольной работы по дополнительным общеобразовательным программам призвана обеспечить условия для реализации разнообразных образовательных потребностей детей и должна быть направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном, интеллектуальном развитии и спорте;
• выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию учащихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
• социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей из многодетных, опекаемых и малообеспеченных семей;
• формирование общей культуры учащихся;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
• создание условий для гармоничных отношений педагогов, детей, родителей, организации межведомственных связей с образовательными учреждениями и общественными организациями;
• обеспечение педагогической и психологической поддержки личностного роста участников образовательного процесса;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Создание условий для реализации творческого потенциала личности ребенка в различных видах деятельности через ступени роста, ситуацию успеха;
• обеспечение многообразного спектра видов, направлений, форм образовательной деятельности;

Из основных задач вытекает ряд частных в сфере образования требований к педагогическим работникам ЦВР проблем:
- обеспечение позитивного психологического климата в педагогическом и детском коллективах;
- создание системы гибкого и адекватного реагирования на изменение ситуации в образовании;
- повышение профессионального уровня и мастерства педагогов и администрации;
- индивидуальный подход к обучающимся (от выявления их склонностей и способностей до профессионального мастерства при ориентации методов работы педагогов на способности ребенка);
- техника владения педагогическими и дидактическими приемами, развитие педагогического мастерства;
- развитие способностей к самообразованию;
- совершенствование образовательно- воспитательного процесса на основе здоровьесберегающего подхода к выбору содержания и технологий образования и воспитания ;
- развитие качества образования и повышение роли всех участников образовательного процесса ( воспитанников, педагогов, родителей);
- обновление системы контроля, оценки, учета и планирования образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального и регионального компонентов стандарта.

Основные направления деятельности

В ЦВР реализуются дополнительные образовательные программы 4 направленностям, по которым работает объединений:
• художественная направленность – 26 объединений;
• техническая направленность – 3 объединения;
• социально-педагогическая направленность – 14объединений
• Физкультурно-спортивная направленность- 4 объединения

Учебный план

Основными нормативными документами, регулирующими образовательную деятельность ЦВР и определяющими направленность и содержание обучения в объединениях ЦВР, являются перспективный план работы на год и учебный план на год.
Учебный план способствует созданию необходимых условий для личностного развития детей, укрепления их здоровья, профессиональному самоопределению, формированию общей культуры, организации содержательного досуга и служит основой для социальной адаптации молодежи в современных условиях.
Учебный план является частью образовательной программы учреждения, составленной с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социально – экономического развития Красноармейского района. Система образования в ЦВР ориентирована на свободный выбор с неформальным общением, с элементами предпрофильной подготовки и создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, детям с ограниченными возможностями, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Учебный план разработан с учетом текущих условий и утверждается на педагогических советах в сентябре текущего года. Учебный план отражает исходные данные для всех видов учебных занятий: специализацию обучающихся, продолжительность занятий, режим занятий и виды учебных занятий.
Учебный план определяет:
- задачи, стоящие перед ЦВР на конкретном периоде его деятельности;
- удовлетворяет образовательные потребности обучающихся и их родителей, дает возможности получать дополнительные знания;
- реализует идею интеллектуального, нравственного и творческого развития личности;
- формирует личность с развитым интеллектом, уровнем культуры, адаптированную к жизни в современном обществе.
Учебный план учитывает возможности для развития каждого обучающегося в зависимости от его способностей и потребностей, обеспечивает возможность удовлетворить познавательные интересы каждому ребенку.
Реализация образовательных программ осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам. Содержание деятельности определяется педагогом в соответствии с учебным планом и дополнительными образовательными программами. Занятия проводятся по группам, индивидуально и всем составом объединения, обучение осуществляется на базе ЦВР, образовательных школ района. В летний период работает оздоровительный лагерь.
Учебный план Центра внешкольной работы имеет необходимое кадровое и методическое обеспечение, дает возможность развивать творческий потенциал личности обучающегося, удовлетворять запросы и познавательные интересы детей.
Центр внешкольной работы – полифункциональное учреждение дополнительного образования детей. Образовательная деятельность проводится по 4 направлениям:
- художественной;
- социально- педагогической;
-технической.
- физкультурно-спортивной

Программы художественной направленности включают в себя различные виды деятельности, творчества: вокал, хореография, изобразительное искусство, рукоделие.
Основная цель данной направленности – создание условий для нравствен-ного и художественно-эстетического развития личности ребенка в системе дополнительного образования. Для достижения этой цели руководители объединений художественной направленности решают задачи:
• развивают у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызывая чув¬ство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивают творческие способности детей;
• развивают у детей мелкую моторику рук, практические навыки и умения работы с разными материалами;
• способствуют социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитию коммуникабельности при общении в кол¬лективе.
Художественная направленность образовательной программы включает художественно- творческую и художественно- прикладную направленности образовательной деятельности.
Программы художественно-прикладной деятельности предполагают создание продукта, ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Обучающиеся изучают декоративно-прикладные, художественно-творческие виды деятельности, получают представление о выбранных видах деятельности, приобретают умения и навыки по выбранному профилю, идет подготовка к будущей профессии и самостоятельной жизни. Обучающиеся приобщаются к новым (современным) технологиям познания и преобразования окружающего их мира искусства через знакомство с современными глобальными и малыми проблемами, находятся в процессе постоянного развития.
В объединениях художественной деятельности предметы развивают личность, дают информацию об интересном виде деятельности или области знания, нацелены на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга, приобщают детей к культурному наследию, в основе которого лежат гуманные традиции всей человеческой культуры.
Программы социально- педагогической направленности направлены на формирование положительного социального самопознания, развитие лидерского потенциала подрастающего поколения, организационных умений позволяют детям получать информацию по выбранному виду деятельности, реализовывать себя в общении, творческой деятельности, помогают проявлять гражданскую инициативу, а также на участие в реализации Государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания, способствуют формированию патриотических чувств и сознания детей и подростков, укреплению гражданской позиции, повышению толерантности в области взаимодействия людей разных полов, возрастов, национальностей и социальных групп
Задачами образовательных программ являются: воспитание у детей чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному, правовому и языковому сообществу, развитие познавательного интереса к языку и культуре, правилам безопасного поведения на дорогах; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных детям данного возраста и необходимых для овладения устной и письменной речью, развитие игровых эмоциональных и творческих способностей детей, их фантазии, способностей к социальному взаимодействию (умение играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания и др.).

Основной целью программ технической направленности является формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве, развитие технического творчества обучающихся для социально-экономического, научно-технического потенциала общества и государства.
Основными задачами технической направленности являются:
• расширение политехнического кругозора детей;
• развитие конструкторских способностей;
• формирование умений и навыков работы с различными инструментами;
• проектирование моделей и конструкций разного функционального назначения;
• развитие навыков конструирования изделий из бумаги, картона, фанеры, пластмасс;
Содержание программ технического направления охватывает области технического моделирования и конструирования и художественно-технического творчества, творческую область, связанную с использованием технических средств. Поступательное развитие науки и производства обусловливает динамичность содержания технического направления, расширение его сферы за счет программ, связанных с новейшими информационными, прежде всего компьютерными, технологиями. В целом программы технического направления определяют выбор сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества.
Задачами образовательных программ физкультурно-спортивной направленности являются: общее и специально-физическое развитие занимающихся. Развитие морально - волевых качеств занимающихся, с подготовкой их к будущему, расширение общего кругозора через взаимодействие с другими секциями, кружками, через встречи с ветеранами спорта, совместные занятия и тренировки и т.п.; формирование чувства товарищества, развитие чувства взаимовыручки, взаимопомощи; социальное воспроизводство.

Организационные формы учебного процесса.

Организация учебно-воспитательного процесса в ЦВР характеризуется следующими особенностями:
- учащиеся проходят обучение в ЦВР в свободное от основной учебы время;
- каждый ребенок может выбирать образовательные направленности, отвечающие его интересам и склонностям;
- ребенок может выбирать объем и темп освоения образовательной программы;
- ребенок может сочетать различные образовательные направленности;
- разнообразие предлагаемых педагогических программ;
- расширение границ коллективного и личностного самоопределения;
- организация коллективной деятельности.
Занятия в ЦВР проводятся в групповой, по подгруппам и индивидуальной форме.
Численный состав групп определяется в соответствии с характером, направленностью деятельности, возрастом учащихся и программой образовательного направления. Существуют образовательные программы, различные по срокам реализации (от 1 года до 3 лет). По окончании обучения учащиеся по желанию могут продолжать обучение в ЦВР, выбирая любую направленность.
Возрастные особенности организации образовательного процесса:
- дошкольники: занятия проводятся 2-3 раза в неделю, их продолжительность не более 30 минут.
- школьники: индивидуальные занятия –45 минут, групповые – спаренные занятия 2 х 45 минут с перерывом 10-15 минут.
Режим работы ЦВР с 8.00 до 20.00 ежедневно. Учебные занятия в ЦВР начинаются с 1 сентября, заканчиваются 31 мая. Запись в начальные группы осуществляется в период с мая по сентябрь. В каникулярное время, проводятся занятия по расписанию, а также организуется досуговая и концертная деятельность. Педагогам рекомендуется участвовать вместе с детьми в массовых, досуговых, оздоровительных мероприятиях.
Организация учебных занятий с обучающимися, осуществляется в соответствии с расписанием, где указывается время, место и продолжительность занятий. Расписание работы педагогов и общее расписание утверждается директором ЦВР. В течение года расписание может корректироваться в связи с производственной необходимостью. Допускается разовый перенос занятий педагогами по согласованию с администрацией учреждения.

Управление процессом реализации образовательной программы.

Управление реализацией программы осуществляется через мониторинг и систему контроля, которые осуществляются администрацией, педагогами и воспитанниками.
Администрация осуществляет контроль за качеством образовательно- воспитательного процесса и полнотой реализации программ.
Педагоги дополнительного образования проводят мониторинг развития ребенка в рамках образовательной программы и корректировку педагогических действий.
Воспитанник, в ходе реализации программ познает себя, учится оценивать и реализовывать себя.
Результативность образовательной программы и ее содержание во многом зависит от педагогически грамотного решения управленческих и организационных задач. В Центре внешкольной работы разработана и действует модель управления творческой и образовательной деятельностью педагога.
Образовательная программа реализуется за счет средств и условий, зафиксированных в самой программе. Условия программы, задачи определенные программой и их своевременная коррекция – определяют управление программой.
Система мониторинга в ЦВР включает в себя административный, педагогический контроль, возникающий в процессе обучения у педагогов и обучающихся, а также коррекционную работу в ходе всего педагогического процесса. В течение учебного года педагоги дополнительного образования проводят начальную, текущую, промежуточную, итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся в виде конкурсов, викторин, выставок, практических работ, тестирования и тд.

Контроль образовательного процесса
Контроль образовательного процесса в объединениях осуществляется в соответствии с утвержденным планом работы МБУ ДО ЦВР на 2018/2019 учебный год.
В данном направлении работы проводится контроль:
- выполнения образовательных программ;
- выполнения годовых индивидуальных планов работы педагогических работников;
- ведения журналов учета работы педагогов ДО, документации по сопровождению учебно-воспитательного процесса в объединениях;
- проведения вводной, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
По утвержденному графику проводится проверка наполняемости объединений, сохранности контингента учащихся, программно-методического обеспечения занятий в объединениях.

В течение учебного года осуществляется контроль за работой педагогических кадров с целью совершенствования их профессионального мастерства через:
- анализ проведения открытых занятий (мероприятий);
- мониторинг прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации, участия в методических мероприятиях различного уровня;
- мониторинг прохождения аттестации педагогическими работниками;
В течение учебного года проводится проверка наличия необходимой документации в личных делах сотрудников.
Перед началом и в течение учебного года проводится проверка санитарного состояния кабинетов, ведения документации, в т.ч. по технике безопасности и охране труда.

Воспитательная работа
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как
социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российского образования в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в ЦВР, направлена на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное дополнительное образование в современных условиях.
Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия.
Воспитание, культура и образование – неразрывно связанные явления. Воспитанный человек - значит культурный:
Во-первых, - это свободная личность, способная к самоопределению, обладающая гражданскими качествами. Задача педагога: воспитать самосознание, чувство собственного достоинства, самоуважение, самостоятельность, самодисциплину, независимость суждений, способность принимать решения и отвечать за свои поступки, способность осуществлять свободный выбор путей своего развития;
Во-вторых, - это духовная личность, имеющая меру развитых духовных потребностей, включающих в себя познание мира, рефлексию, нравственные понятия. Задача педагога: сориентировать на ценности своего народа, на этику отношений, на эстетику;
В-третьих, - это творческая личность, способная проявлять свои созидательные качества в любой личностно-значимой деятельности. Задача педагога: развить потребность в преобразующей деятельности, потребность к качественному умению, инициативе;
В-четвёртых, -это адаптированная личность, имеющая практическую подготовку к жизни в определённом культурном пространстве, т.е.- навыки экономики, компьютерная грамотность, владение языками мира, этикет, этика, знание народных праздников, традиций и обычаев. Задача педагога: возрастить в ребёнке бережное отношение к своему здоровью, хорошим манерам, умение вести хозяйство, материальное и духовное благополучие семьи и рода;
В-пятых, -это нравственная личность, развивающая в себе добродетельные качества – доброту, советь, честность, сострадание, благородство, сдержанность, милосердие. Задача педагога: расширение нравственной тематики, пробуждение совести обучающегося.
Что значит воспитать? Воспитать-вырастить Человека с большой буквы, дав образование, или помочь ему вырасти Человеком. Воспитание – процесс приобщения к культуре человека.
Культура ЦВР – это убеждения, которые разделяют его сотрудники и обучающиеся, а также связанные с этим обычаи которые оказывают огромное воздействие на стиль обучения, творчество в дополнительном образовании детей, участие их в делах ЦВР. Формируется сильная культура максимальных усилий, высокой требовательности к себе, сотрудничества и сотворчества, взаимопомощи и разнообразия мнений. Такая культура способствует созданию атмосферы, в которой взрослые и дети чувствуют себя эмоционально защищёнными и не бояться рисковать в надежде превзойти самих себя.
Общество доверяет ребёнка, беззащитного, хрупкого который, перешагивая порог Центра внешкольной работы, волнуется, чувствуя душой, что его здесь ждут труд, общение, сотрудничество, дружба. Дело педагогов ЦВР – целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, способности, талант.
Воспитание построено на привитии обучающимся общечеловеческих моральных ценностей: доброта, труд, счастье, любовь, свобода, творчество. Усвоение человеческой культуры ребёнку не даётся легко и сразу, поэтому возможности педагогов дополнительного образования значительны: помочь ребёнку стать личностью, профессионально направляя его усилия, корректируя отношения. Воспитание личности ребёнка напрямую связаны и зависят от процесса социализации. В процессе социализации формируется самосознание, самоопределение и самоутверждение личности, что является следствием самоорганизации личности.

Цель:

Обеспечение условий для развития системы воспитания Центра внешкольной работы, упорядочение деятельности ЦВР, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности и её самоопределения в социуме.
Пути реализации задач:
• Организация творческих занятий
• Встречи с интересными творческими людьми
• Проведение практических и открытых занятий
• Участие в выставках, конкурсах и пр.
• Проведение праздников и массовых дел.
Задачи направлены на:
-освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;
-обеспечение усвоения обучающимися нравственных ценностей;
-приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
-формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
-приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;
-формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
-формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
-выбор варианта поведения.

Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся Центра внешкольной работы:
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам
Российской Федерации, к своей малой родине;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-
исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и
интерпретации социально-экономических и политических процессов, и
формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

2. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни,
ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения;

3. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

4. эстетическое воспитание:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в
производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных
творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях,
собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса
обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

5. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об
основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

6. Воспитание семейных ценностей:
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

7. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств
коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Система методической работы ЦВР направлена на обновление содержания образования, повышения профессионального мастерства педагогических работников через организацию деятельности методической службы, самообразование, своевременное оказание помощи педагогам через аттестацию и курсовое повышение квалификации, способствует повышению качества и эффективности учебно – воспитательного процесса, росту уровня образования и воспитанности обучающихся. Мотивация воспитанников к творчеству и познанию осуществляется через участие в конкурсах, фестивалях различных уровней, организацию тематических выставок по всем направлениям деятельности.
Анализ состояния образовательных ситуаций ведется посредством осуществления педагогического мониторинга. Под педагогическим мониторингом подразумевается определение профессионального уровня педагогов и качества образовательного процесса, а также его результативность.
Разработанная система педагогического мониторинга позволяет отслеживать динамику качества образовательно – воспитательного процесса, степень удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и профессиональной компетентности педагогов.
Цель педагогического мониторинга – создание необходимых условий для достижения современного качества дополнительного образования в ЦВР, совершенствование деятельности педагогического коллектива и повышение его профессионального мастерства.
Объекты мониторинга:
- воспитанники;
- педагоги;
- родители;
- программно – методическое обеспечение;
- материально – техническое обеспечение.
Инструменты педагогического мониторинга:
- диагностические карты;
- тестирование;
- открытые и контрольные занятия;
- зачет по контрольным нормативам;
- опрос;
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ результатов участия в выставках, фестивалях, конкурсах различных уровней
Основными показателями результативности образовательного процесса являются:
1. Творческие достижения обучающихся (результаты участия в смотрах, выставках, конкурсах и пр.).
2. Результаты педагогической диагностики, определяемые образовательными программами педагогов (тестирование, контрольные срезовые работы, зачетные работы, творческие отчеты и т.д.).
3. Сохранность контингента обучающихся.
Косвенными показателями результативности образовательного процесса могут выступать:
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями и организациями, занимающимися образовательной и воспитательной работой с детьми;
- спрос на концертную или иную деятельность объединения;
- участие в районных и зональных мероприятиях;
- участие в краевых мероприятиях;
В программно-методический комплекс Центра внешкольной работы входят виды программ (авторские, модифицированные); методические разработки к ним; дидактические материалы; наглядные пособия и методическая литература.

Педагогические технологии дополнительного образования.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность как развитие потенциальных возможностей самого обучающегося: его интеллекта, общих и специальных способностей, личных качеств.
В ходе учебно-воспитательного процесса педагоги используют такие педагогические технологии, как развивающее обучение, основой которого является личностно-ориентированный подход к обучению, игровая деятельность, индивидуально-групповая и командно-игровая форма обучения, проектная деятельность, проблемное обучение и др.
Индивидуально-групповая работа – это форма обучения, в процессе которого объединение разбивается на группы, в каждой из которых равное количество обучающихся, при этом уровень их обученности различен.
После объяснения новой темы педагог предлагает усвоить ее по соответствующему заданию, после чего выдает тест каждому обучающемуся.
В группе ответы на тесты обсуждаются коллективно, таким образом, хорошо успевающий обучающийся помогает слабому.
Работа всей группы оценивается по индивидуальным ответам, по которым подводятся итоги.
При командно-игровой форме работы команда состоит из обучающихся, равных по уровню обученности.
Педагог выдает на группу задание (тест) по одной и той же теме, но разное по сложности в соответствии с уровнем обученности обучающихся, (сложные задания выдаются более подготовленным). Чья команда будет иметь больший балл, та и выигрывает, таким образом, слабые обучающиеся соревнуются наравне с сильными.
Такое обучение в сотрудничестве значительно повышает интерес к процессу обучения не только обучающихся, но и педагогов. Между обучающимися и педагогом устанавливаются доверительные, дружеские отношения.
Обучение в сотрудничестве требует перехода педагогов на более высокий уровень общения и обучения.
Методика развивающего обучения стимулирует творчество педагога, развивает его аналитическое мышление и позволяет применять на практике педагогику сотрудничества.
Использование этого метода обучения позволяет педагогу предвидеть «ситуацию успеха» и его развитие на предстоящем занятии, включить в учебно-воспитательный процесс учебную дискуссию и обучить приемам ее ведения, формулировать задания по каждой теме и вопросов (тестов) к ней, организовать коллективно-распределительную деятельность в объединении при игровых формах обучения.
Развивающее обучение способствует развитию таких направлений деятельности, как
со стороны педагога:
• организация сотрудничества со школами города и учреждениями культуры;
• оказание помощи обучающимся в становлении их самостоятельности (актуализация личности);
• организация досуга как среды восстановления психофизических сил обучающихся;
• налаживание связей с родителями обучающихся;
и со стороны обучающихся:
• реализация творческих интересов в различных играх, соревнованиях, выставках, викторинах, конкурсах;
• проявление задатков лидерства;
• генерация творческих идей с предложением плана их осуществления.
Проектирование– технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося и организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы. Принципиально, что технология проектной деятельности не сводится к методу проектов. Последний ориентирован на достижение четко запланированного, оформленного строгими процедурами и выраженного в виде продукта деятельности результата; технология проектной деятельности, в первую очередь, требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования.
Проект, специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, – комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы, завершающихся созданием продукта.
Проблемное обучение – организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся.
Педагоги дополнительного образования едины в том, что «творчество педагога - это творчество обучающихся». В связи с этим, все педагоги стремятся повысить свое профессиональное мастерство посредством самообразования: работают творческие группы, создан алгоритм проведения самоанализа занятий, проводятся заседания «круглого стола» по обмену педагогическим опытом, организуется работа по повышению педагогического мастерства (обучающие семинары, участие в конкурсах профессионального мастерства, тренинги для педагогов и обучающихся, тестирование).
Педагоги в течение учебного года разрабатывают определенные методические темы для повышения своей квалификации и развития профессиональных качеств.

Работа с родителями

Важное место в образовательной деятельности ЦВР отводится организации работы с семьей. Общеизвестно, что наилучший результат в развитии личности ребенка получается в процессе совместных усилий, активного и позитивного взаимодействия образовательного учреждения и родителей учащихся.
Формы работы с родителями, используемые в учреждении:
- индивидуальные беседы, консультации по вопросам организации учебного процесса, воспитания, обучения, участия в мероприятиях их детей;
- организация (или посещение в школах) родительских собраний;
- посещение родителями занятий (совместное творчество родителей и ребенка);
- привлечение родителей к подготовке и участию в мероприятиях;
- привлечение родителей к ремонту техники и оборудования.
- Оказание консультативной помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
-Организация выставок детских работ.
-Анкетирование родителей.