Публичный отчет 
 муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования центра внешкольной работы станицы Полтавской
за 2017-2018 учебный год

                                         Общая характеристика учреждения
     Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы - это современное многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, неотъемлемая часть единого образовательного пространства Красноармейского района.
Особенностью Центра является многофункциональность. Центр выполняет учебную, воспитательную, досуговую, информационную, оздоровительную программу летнего отдыха, которая включает в себя весь спектр образовательных, оздоровительных, досуговых программ.
      На базе МБ У ДО ЦВР занимается 1650 воспитанников.
  В Центре работают 17 педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительных образовательных программ по следующим направлениям:
- художественная;
- физкультурно-спортивная;
- техническая
- социально-педагогическая.

     Кадровый состав
Эффективность деятельности Центра качество результативности работы во многом зависят от кадрового потенциала, от профессионально-педагогической компетенции и творческой активности педагога.     Администрация МБУ ДО ЦВР старается создать оптимальные условия для творческого труда педагогического коллектива, одновременно проявляя заботу о развитии личности.
Работа с руководящими и педагогическими кадрами является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения.
Таблица 1
Показатели численности кадрового состава
Количественный состав кадров
2015-2016
учебный год 2016-2017
учебный год 2017-2018
учебный год
административный персонал
(директор, заместители директора) 5 3 3
педагогический персонал:
- штатные
- совместители 25
18 17

4
Из них:
- педагоги-организаторы
- педагоги дополнительного образования
4

2
16
2
15
обслуживающий персонал 11 11 11
всего 50 30

Таблица 2.
Распределение педагогического состава по стажу работы в учреждении
№ п/п Стаж работы в учреждении (лет) Количество (чел.)
1. Более 10 4
2. От 6 до 10 3
3. От 3 до 5 4
4. до 2-х 6
5. Совместители (на учебный год) 4
ИТОГО 21

Таблица 3.
Возрастной состав педагогов
Возраст Кол-во человек
до 25 лет 1
25-40 лет 6
41-50 лет 3
более 50 лет 7
ИТОГО 17

Рисунок 1. Возрастной состав педагогического состава

Таблица 4
Уровень образования педагогических работников
Среднее специальное Высшее
3 15

2017/2018уч.год 2016/2017 уч.год

Рисунок 1. Уровень образования педагогического состава

Таблица 5. Квалификация педагогических работников

Категория 2015-2016
учебный год 2016-2017
учебный год 2017-2018
учебный год
высшая категория 2 2 2
первая категория 6 5 4
соответствие должности - - -
-работают менее двух лет (в т.ч. совместители)
- находятся в декретном отпуске
7
7

3

Таблица 6. Из них аттестовано:
Год Соответствие должности Первая категория Высшая категория
2015/2016 - 8 2
2016/2017 - 5 2
2017/2018 - 1 2
Включены в план аттестации
2018/2019 2 2 -

Низкий процент квалификации педагогического коллектива обусловлен отсутствием 2-х летнего стажа работы у педагогов. В 2017-2018 годах прошло обновление кадрового состава (увольнение работников), прием новых сотрудников, которые в соответствии с порядком аттестации включены график прохождения аттестации через 2 года работы в учреждении.

Характеристика контингента воспитанников.
В Центр принимаются дети, подростки в возрасте от 5 до 18 лет.
Прием осуществляется по принципу общедоступности образования, в соответствии с их пожеланиями, наклонностями, с учетом состояния здоровья, возможностей.
Услугами дополнительного образования в 2017-2018 году охвачено1650 детей и подростков, что составляет от выполнения муниципального задания
По программам ознакомительного уровня обучения занималось учащихся 30,2% от общего количества занимающихся, по программе базового уровня 38,3% , по программе углубленного уровня учащихся, что составило 31,3 % .
Средняя наполняемость групп в соответствии с нормативами составляет: первый год обучения – 15 детей, второй год – 13 детей, третий и последующие годы – 10 -12 детей.
Однако, острой остается проблема сохранности контингента в конце года. Для сохранности контингента педагоги предпринимают следующие меры: гибкое расписание занятий, варьированные занятия, тесно сотрудничают с родителями и классными руководителями.
Если рассмотреть количество обучающихся по возрастам, то превалируют обучающиеся младшего звена 982 человек - 58%, среднего звена – 563 ребенка, что составляет 32%, обучающиеся старшего звена 68 человек составляют 4%, дошкольники 89 человек - 6%,

Особенности образовательного процесса.
Образовательный процесс в 2017-2018 учебном году осуществлялся в соответствии с годовым календарным графиком учебного процесса, утвержденным директором.
Режим работы.
Начало учебного года - 01 сентября, окончание учебного года - 31 мая. МБУ ДО ЦВР работал 7 дней в неделю с 8.00 до 20.00 часов.
Организация образовательного процесса (в том числе начало и окончание учебного года, продолжительность каникул) регламентируется: учебным планом, годовым планом, утвержденным директором. Предельная недельная учебная нагрузка на одного обучающегося устанавливается в соответствии с учебным планом, возрастными и психофизическими особенностями обучающихся, нормами СанПиН.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в Учреждении является занятие. Формами промежуточной аттестации могут быть: зачет, тестирование, выставка, концерт. Перевод обучающихся на следующий год обучения осуществляется приказом директора Центра.
Учебный план является основным документом, отвечающим всем требованиям для выполнения образовательных программ, адаптированных к организации педагогического процесса. В учебном плане определяется максимальный объём учебной нагрузки, распределяется учебное время.
В каникулярное время все занятия осуществлялись по расписанию и по каникулярному расписанию. В отдельных объединениях осуществлялись иные формы организации занятий: конкурсные программы, познавательные мероприятия. Кроме того, для учащихся школ в межсезонные каникулы проводились массовые мероприятия.
В летний период работали оздоровительные лагеря, отдохнули, оздоровились 160 воспитанников Центра и школьников.

Обеспечение доступности образовательных услуг, характеристика реализуемых дополнительных образовательных программ
В Центре внешкольной работы созданы необходимые условия для занятий творчеством, получения доступного дополнительного образования всем желающим детям, проживающим в районе.
МБУ ДО ЦВР обеспечивает приём детей в возрасте от 5 до 18 лет. Прием в объединения Центра осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями) коллектива или объединения при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для избранного вида деятельности.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
В Центре занимаются дети всех ступеней образования, одаренные дети, дети-инвалиды, дети из многодетных и малообеспеченных семей, школы-интерната.
Процедура приёма предусматривает предоставление детям и родителям (законным представителям) информации о спектре образовательных услуг, предоставляемых Центром, для выбора образовательной программы в соответствии с возрастом и желаемым направлением деятельности, а также ознакомление с лицензией на правоведения образовательной деятельности, Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Зачисление в Центр оформляется приказом директора.
Уникальность Центра заключается не только в том, что он предоставляет дополнительные образовательные услуги, но и организует досуговую деятельность в станице.
В организации образовательного процесса МБУ ДО ЦВР отражаются следующие основополагающие принципы:
• Принцип гуманизации, предполагающий такую организацию учебного процесса, при которой создаются условия для самовыражения, самоопределения, саморазвития обучающихся. Исходной позицией такого подхода является видение ученика не объектом, а субъектом обучения. Образовательная программа предусматривает возможность разработки индивидуального образовательного маршрута через введение консультативных часов и разработку специальных программ для творческих групп, ансамблевых занятий, репетиций и т.д.
• Принцип вариативности, предполагающий свободный выбор обучающимися видов деятельности как в образовательном пространстве, так и в рамках программы.
• Принцип учета возрастных психо-физиологических особенностей предусматривает особый подход к организации, выбору форм, технологий в соответствии с полом, возрастом, состоянием здоровья и психологическим развитием обучающихся.
• Принцип непрерывности, определяющий как логику выстраивания отдельных предметов, так и реализацию основополагающего подхода в дополнительном образовании: немногое многим на первых этапах обучения, многое немногим - на последнем.
Програмно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Образовательный процесс в Центре строится на основе реализации дополнительных образовательных программ 47 четырех направленностей всего:
Ознакомительного уровня-22
Базового уровня-20
Углубленного уровня-5
Программы постоянно совершенствуются.

Анализ программного обеспечения позволяет сделать следующие заключения. Содержание программ, реализуемых в учреждении, даёт ребёнку возможность выбора образовательных областей, но преобладающими остаются программы художественной направленности.
Педагоги Центра работают по модифицированным (адаптированным) программам.
Наличие в Центре программ всех уровней образования позволяет удовлетворить потребности в образовательных услугах детей и их родителей.
Разрабатываемые в Центре дополнительные образовательные программы рекомендуются к реализации педагогическим советом, утверждаются директором. Но, на сегодняшний день не все дополнительные образовательные программы Центра внешкольной работы в полном объеме обеспечены учебно – методическими комплексами. Это связано с отсутствием финансового обеспечения.
При реализации дополнительных образовательных программ педагоги применяют следующие образовательные технологии:
-элементы ИКТ – технологий;
-элементы технологии развивающего обучения;
-метод проектов;
-технологии дифференцированного и индивидуального обучения;
-технологии развития творческих способностей;
-личностно – ориентированный подход в обучении;
-игровые технологии.
Работа с детьми организуется в группах, подгруппах, проводится индивидуальная работа с обучающимися. На основе применения элементов данных технологий формируются информационные, коммуникативные компетенции; компетенции самоорганизации; создаются условия для развития творческой самостоятельности, познавательной активности, познавательного интереса.
Аттестация обучающихся.
Аттестация учащихся проводится в МБУ ДО ЦВР на основании локального нормативного акта «Положение об итоговой аттестации воспитанников детских объединений, принятого на педагогическом совете Центра 01.09.15 года. В этом документе раскрываются цели и задачи аттестации, технология ее проведения, формы и методы планировании, отчетности и др.
В сентябре-октябре текущего учебного года проводится предварительная диагностика учащихся. Этот процесс не влияет на условия зачисления ребенка в интересующее его объединение. Задача предварительной диагностики – определение уровня готовности ребенка к выбранному виду деятельности.
Выработана единая шкала оценки результатов:
• Минимальный (низкий) уровень – воспитанник не выполняет образовательную программу, не справляется с учебным планом
• базовый (средний) уровень – воспитанник стабильно занимается, выполняет образовательную программу
• повышенный (высокий) уровень – воспитанник проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах и соревнованиях.
Используя такую единую шкалу, каждый педагог в соответствии с образовательной программой разрабатывает критерии каждого уровня. Они включают знания, умения, навыки воспитанника, а также качества его характера, формирование которых стоит в задачах педагога, способности, склонности и т.д.
Содержательное наполнение критериев напрямую связано с образовательной программой. Общими задачами созданной в учреждении системы диагностики является не только оценка объема и качества знаний и умений воспитанников, но и оказание помощи педагогу в планировании и управлении учебным процессом, осуществление «обратной связи», которая дает информацию о соответствии фактического результата поставленным целям. Поэтому особенно важен для педагога анализ полученных данных, который позволяет выработать педагогический диагноз и сделать достоверный педагогический прогноз.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся.

Образовательные программы Центра рассчитаны на разное количество лет. Есть краткосрочные программы (на один год обучения). Есть программы, предполагающие длительный срок реализации (три года). Для детей, обучающихся по программам в конце каждого учебного года проводится итоговая аттестация. Она помогает педагогу увидеть достижения учащихся за прошедший учебный год, проанализировать проблемы, если таковые возникли в процессе обучения.

Итоги результатов итоговой диагностики уровня обучения, развития и воспитанности обучающихся

№ Направленность % Всего обучающихся
высокий средний низкий
1 Художественная 93,5% 6,5% 0 1398
2
Социально-педагогическая 74,5% 24,5% 1% 136
3 Физкультурно-спортивная 84,5% 15,5% 0 75
4 Техническая 92,5% 7,5% 0 41

Итого

Результаты итоговой аттестации 2017-2018 учебного года показывают, что обучающихся, имеющих высокий уровень составляет 92,5%, имеющих средний уровень 6,5% , процент детей, имеющих низкий уровень подготовленности 1%, анализ результатов аттестации говорит о том, что по мере обучения ребенка, уровень его мастерства растет постепенно, что является вполне закономерным процессом.
Уровень освоения образовательных программ составляет в среднем – 90-100%, что является высоким показателем и соответствует предъявляемым требованиям к дополнительным общеобразовательным программам.
Достижения обучающихся.
Одним из основных показателей результативности работы педагогов и уровня качества образовательной деятельности программ являются достижения обучающихся на конкурсах различного уровня. По результатам учебного года наши воспитанники неоднократно становились победителями и призерами международных, всероссийских, региональных и районных конкурсов, выставок. Целенаправленная работа коллектива по улучшению качества образования оказала существенное влияние на уровень достижений воспитанников

Достижения обучающихся за 2017-2018 учебный год
Мероприятие Результат Название коллектива Руководитель объединения
Международный
интернет-конкурс «Открытка для мамы» 1 человек-лауреат 1 степени То «Мастерская творчества» Денисенко Н.Н.
Интернет-конкурс «Бумажная мастерская» 1 лауреат 1 степени То «Мастерская творчества» Денисенко Н.Н.
Интернет – конкурс «Безопасный маршрут» 1 лауреат 1 степени То «Гитарист» Бигдан А.Н.
интернет-конкурс «С чего начинается Родина?» 14 человек:
2ч-лауреаты 1 степени
6ч-лауреаты 2 степени
6ч-лауреаты 3 степени То «Мастерская творчества»
То «Радуга творчества»
То «Волшебная палитра»
То «Сундучок идей»
То «Юный гитарист»
То «Игровая мастерская» Денисенко Н.Н.
Запашняя Е.М.
Антиликатор Е.С.
Бигдан А.Н.
Киселева Т.А.
ИТОГО:

17 ч

Всероссийский
II всероссийский фестиваль-конкурс «Время выбрало нас» 2 диплома лауреата 3 степени То «Созвездие»
То «Вдохновение» Ефимченко Л.Н.
Соковикова Ю.Е.
Интернет -конкурсы
Всероссийский конкурс для детей по безопасности дорожного движения «Безопасный маршрут» 1 чел-победитель То «Безопасная дорога» Конова И.И.
ИТОГО
17 ч
Зональный
Молодые дарования Кубани 65 человек:
1ч-диплом победителя
8 лауреатов 3 степени
1 лауреат-1 степени
То «Вдохновение»
То «Созвездие»
То «Ритм»
То «Мелодия»
То «Казачий круг»
То «Мастерская чудес»
То «Сундучок идей»
То «Золотые ручки» Соковикова Ю.Е.
Ефимченко Л.Н.
Иванова Т.К.
Романович Н.Н.
Труфанов А.А.
Кулишова В.А.
Антиликатор Е.С.
ИТОГО:
65
Краевой
Пасха в кубанской семье 6 человек:
1ч-гран-при
1ч- 1 место То «Золотые ручки»
То «Волшебная палитра Кулишова В.А.
Филиппов В.И.
Новогодняя сказка 1 чел-победитель То «Радуга творчества» Запашняя Е.М.
Светлый праздник-Рождество Христово 1 человек-победитель То «Школьный праздник» Конова И.И.
ИТОГО
8

Муниципальный
Моей любимой маме 2 чел- 1 место то»Мастерская творчества»
то «Радуга творчества» Запашняя Е.М.
Денисенко Н.Н.
Светлый праздник –Рождество Христово 4чел-1 место То «Мастерская чудес»
То «Золотые ручки»
То «Волшебная палитра» Филиппов В.И.
Труфанов А.А.
Кулишова В.А.
Фестиваль «Рождественская звезда» 41 чел То «Карусель»
То «Мелодия»
То «Казачий круг»
То «Ритм» Романович Н.Н.
Романович П.В.
Иванова Т.К.
Конкурс-фестиваль «Безопасное колесо» Команда 6 человек То «Безопасная дорога Конова И.И.
Краевой конкурс по начальному техническому моделированию «Бумажная вселенная» 6 человек:
4ч-1 место
2 ч-2 место То «Мастерская творчества» Денисенко Н.Н.
Пасха в кубанской семье 8 человек:
6 чел-1 место
1 чел-2 место
1 чел-3 место То «Мастерская чудес»
То «Волшебная палитра»
То «Золотые ручки»
То «Радуга творчества» Труфанов А.А.
Кулишова В.А.
Запашняя Е.М.
Филиппов В.И.
Конкурс по пожарно-прикладному спорту, посвященный дню пожарной охране России среди ДЮП Красноармейского района 6человек- (команда) 2 место То «Юный спасатель» Конова И.И.
ИТОГО:
73

Анализируя данные можно сделать вывод, что в этом году активность участия в конкурсах слабая, всего приняло участие за год 180 воспитанников.

Воспитательная работа и культурно-досуговая деятельность
Воспитательное пространство Центра - это пространство жизнетворчества, представляющее собой систему условий и возможностей для саморазвития личности, которые создаются отдельными субъектами этого пространства – воспитанниками, педагогами и родителями.
Программное обеспечение воспитательного процесса осуществлялось через реализацию воспитательных планов объединений, работу педагогов-организаторов.

В прошлом учебном году приоритетным было в воспитательной работе патриотическое воспитание. Оно рассматривалось как часть общего воспитательного процесса и имеет целью привить детям и подросткам уважение к семье, к станице, краю, Отечеству, их истории и культуре, развить готовность защищать интересы собственной страны и народа. К сожалению, в 2017-2018 году работа клуба «Патриот» оценивается на низком уровне одна из причин: 1. Слабая посещаемость воспитанников;
В рамках месячника военно-патриотического воспитания в МБУ ДО ЦВР проводились разнообразные мероприятия, уроки мужества и того к мероприятиям было привлечено 1560 человек.
В рамках акции добра «Пасхальный звон» провели:
- благотворительный концерт «От сердца к сердцу» его посетило 350 человек.
За 2017-2018 учебный год было проведено 110 мероприятий разной направленности с привлечением участников в количестве 1000 чел.

Внутренний контроль
Особое внимание уделялось совершенствованию форм и методов организации работы воспитанников на занятиях. По плану внутреннего контроля посещались занятия. Контроль в ЦВР предполагает педагогический анализ результатов труда педагогов дополнительного образования и состояния образовательного процесса.
Контрольно-диагностическая функция является инструментом взаимодействия педагогов, реализующих работу в учреждении, и администрации, координирующей и проверяющей эту работу. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирование и развитие методической и образовательной деятельности учреждения.
Осуществление контроля велось по следующим направлениям:
• контроль над распределением нагрузки по дополнительному образованию;
контроль по сохранности контингента обучающихся творческих объединений;
• контроль над ведением документации педагогов дополнительного образования;
• контроль по прохождению программного материала дополнительной образовательной программы;
• контроль по выполнению правил техники безопасности;
• контроль проведения мероприятий.
В работе администрация Центра использовала разнообразные формы контроля: тематический, обзорный, персональный. Контроль над качеством образовательного процесса осуществлялся путем посещения занятий заместителями директора по УВР согласно планам работы.
Цели посещения занятий:
1. Выполнение требований техники безопасности
2. Выполнение графика работы в соответствии с нагрузкой.
3. Организация индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися.
4. Формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся, применяемые на занятиях.

Посещенные занятия показали, что педагоги владеют учебным материалом, часто используют на занятиях дидактические материалы, редко ТСО (аудио, видео, компьютерные), задания подобранны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Проводились посещения занятий молодых специалистов с целью оказания методической помощи.
В течение учебного года проводился ежедневный оперативный контроль за наполняемостью групп кружков. Низкая посещаемость наблюдалась в то «Ритм» руководитель Романович П.В., то «Безопасная дорога» руководитель Конова И.И. в этих объединениях часы были сокращены. Высокая наполняемость в то «Мастерская творчества» руководитель Денисенко Н.Н., то «Созвездие» руководитель Ефимченко Л.Н., то « Радуга творчества» руководитель Запашняя Е.М., то «Карусель» руководитель Романович Н.Н., то «Вдохновение» руководитель Соковикова Ю.Е. и т.д.
Контроль за ведением журналов учета работы детских объединений осуществляется один раз в месяц. В целом педагоги соблюдают требования к ведению журналов. Незначительные замечания устраняли постепенно.
Основные вопросы организации образовательного процесса рассматривались на заседаниях педагогических советов Центра.
Все обозначенные формы внутреннего контроля качества образовательного процесса с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты позволяют говорить о создании собственной системы оценивания качества образования в Центре.

Информатизация.
С целью оптимизации системы информационного обеспечения деятельности в Центре действует локальная сеть, обеспечен выход в Интернет для административного аппарата и педагогического персонала. Интернет-сайт Центра находится в постоянном развитии.
На сайте регулярно размещается информация о деятельности учреждения, включающая перечень и характеристику предоставляемых образовательных услуг, нормативные документы, план деятельности учреждения на учебный год, результаты самоанализа учреждения, контактную информацию, отзывы от участников образовательного процесса о деятельности учреждения.

Методическая работа.
В 2017-2018 учебном году основной целью деятельности методической работы являлось создание условий для повышения педагогической компетентности педагогических работников Центра внешкольной работы в соответствии с государственной политикой РФ в области образования.
Основные направления деятельности:
1. методическое обеспечение образовательного процесса в Центре внешкольной работы:
- методическое сопровождение повышения квалификации и аттестации педагогических работников;
-методическая поддержка педагогов по обобщению и распространению опыта работы;
- мониторинг образовательной деятельности и др.
Методическая служба в учреждении отсутствует, но мы продолжали работать над задачей формирования творчески работающего коллектива единомышленников, администрацией организовывалось повышение квалификации педагогических работников Центра внешкольной работы 2018 году повысили свою квалификацию 5 педагогов.
Росту педагогического мастерства способствуют проведение и посещение открытых занятий и мероприятий. В 2017-2018 году педагогами проведено 7 открытых занятия, на которых присутствовали молодые педагоги центра.
Целью методического обеспечения образовательного процесса в Центре внешкольной работы является создание условий для постоянного совершенствования деятельности педагогов, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, для этого в течение года организовано и проведено 3 методических семинаров для педагогов Центра внешкольной работы, 4 педагогических совета, приняли участие в 2 зональных семинарах, 1 краевом мастер - классе.
Работа с педагогическим опытом — одно из основных направлений деятельности методической работы. Цель этой деятельности - повышение качества образования и воспитания. Предполагаемый результат — совершенствование уровня про¬фессиональной компетентности педагогических работников, вне¬дрение инновационных технологий в воспитательный и образовательный процессы.
Анализируя данную деятельность можно отметить низкую активность педагогов Центра по распространению педагогического опыта, практически отсутствуют публикации работ педагогов в различных изданиях и на сайтах в сети Интернет.
Поэтому, приоритетной задачей на 2017-2018 учебный год выдвигается: систематизация работы по распространению педагогического опыта педагогов Центра.
Таким образом, подводя итоги работы методической работы за 2017-2018 учебный год можно отметить, что методическая работа по основным направлениям деятельности выполнена в соответствии с годовым планом. Кроме того, в работе с педагогическими кадрами Центра внешкольной работы отмечается удовлетворительная мотивационная готовность педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.
На основании проведенного анализа можно считать методической работу удовлетворительной и определить следующие задачи на 2017-2018 уч.г.:
- совершенствование нормативно-правовой базы учреждения в связи с введением нового закона "Об образовании»;
- повышение эффективности работы сайта учреждения в части повышения профессиональной компетентности педагогов;
- мониторинг образовательных потребностей обучающихся;
- расширение сотрудничества с социальными партнерами;
- внедрение инновационных подходов в деятельность педагогов учреждения;
- систематизация работы по распространению педагогического опыта педагогов Центра
Организация работы с родителями
Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.
Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.
В Центре внешкольной работы выстроена система взаимодействия с родителями: проведение родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов, индивидуальных консультаций педагогов, а также различных досуговых мероприятий. Одной из наиболее популярных форм организации семейного досуга являются конкурсные программы.
Взаимодействие с семьями обучающихся педагоги осуществляют по 3 направлениям:
- просвещение по образования и воспитания, психологии и педагогики;
- формирование у родителей понимания принадлежности к образовательному пространству (знакомство с традициями Центра, его достижениями в образовании и воспитании, требованиями, предъявляемыми к воспитанникам, традициями проведения занятий, коллективных творческих дел, таким образом, формируем у обучающихся и их родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству Центра);
- диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).
Взаимодействие Центра и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания.
В системе сотрудничества с семьей педагоги дополнительного образования опираются на принципы:
- организация совместного творчества:
- обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.
Чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями обучающихся.
Выбор форм осуществляется в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей. (их уровня образованности, с учетом материальной сферы, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок).
Для изучения семей педагоги Центра используют различные методы: наблюдение, анкетирование, опросы детей и родителей, творческие работы обучающихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию. Исследования начинаются в период комплектования групп, педагоги стремятся привлечь родителей на первые занятия в объединениях, создать условия для непринужденного общения.
Доброй традицией является проведение совместных праздников таких как: «Возьми в дорогу увлеченность», «Новогодняя сказка», « Хоть немного тепла унесите с собой» - Отчетный концерт, на котором проходит награждение родителей и воспитанников, принимающих активное участие в жизни Центра, благодарственными письмами и грамотами.
Анализ систематической работы с родителями в Центре показал, что эта деятельность позволяет педагогическому коллективу:
­ полнее раскрыть творческие способности детей;
­ объединить усилия в создании единого воспитательного пространства, способствующего разностороннему развитию детей, формированию личности обучающихся;
Можно сделать вывод, что необходимо выбрать оптимальные формы сотрудничества, которые позволят повысить уровень воспитанности обучающихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации воспитательного процесса.

Выводы:
Подводя итоги деятельности МБУ ДО ЦВР за 2017-2018 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив ЦВР стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.
По итогам анализа можно сделать следующие выводы.
Осуществленный анализ содержания деятельности выявило сильные и слабые стороны деятельности учреждения и основные проблемы связанные с совершенствованием педагогической деятельности коллектива в сфере современного мира детства, в конкретных социально-педагогических условиях.
• образовательная деятельность организуется в соответствии с концепцией, выстроенной в логике реальных возможностей Центра;
• имеется в наличии нормативная и организационно-распорядительная документация, которая соответствует действующему законодательству, нормативным положениям в системе дополнительного образования и Уставу.
• система руководства и управления обеспечивает в основном достижение поставленных целей;
• Учреждение динамично развивается.
• реально получаемые образовательные результаты соответствуют прогнозируемым;
• реализуются эффективные подходы к созданию системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров;
• образовательный процесс обеспечен программными материалами, разработаны программы для разного уровня усвоения; содержание программ соответствует приоритетным идеям дополнительного образования;
• развитие содержания и организация форм деятельности Центра внешкольной работы связано с реализацией перспективных моделей взаимодействия учреждений дополнительного образования детей, школ и других учреждений, с целью обеспечения содержания и организации единства и одновременно специфики деятельности учреждения в конкретных условиях;
Перспективы развития Центра определены в имеющемся пространстве его реальных возможностей и прогнозируемого развития. Расширение таковых может позволить повысить эффективность и качество дополнительного образования детей на новой содержательной основе.
Но вместе с тем, еще существуют проблемы в вопросах кадрового обеспечения.

- Низкий уровень участия педагогических работников региональных, всероссийских и международных конкурсах.
- Незначительное обновление педагогического состава за счет вливания молодых специалистов
Проблемы:

Рекомендации:
По итогам анализа деятельности следует продолжить работу по совершенствованию качества подготовки обучающихся; совершенствованию учебно-методической, инновационной, воспитательной дея¬тельности; дальнейшему внедрению новых информационных технологий в учебный процесс; активизации участия педагогических работников в конкурсах научно-методических работ, педагогического мастерства; совершенствованию материально-технической и учебно-методической базы.