Публичный отчет 
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования центра внешкольной работы

станицы Полтавской за 2018-2019 учебный год

МБУ ДО ЦВР- это муницпальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования с многочисленной сетью объединений. Деятельность   цвр направлена на формирование творческой, социально активной личности в условиях развивающей образовательной среды, представляющей спектр возможностей для выбора учащихся, обучение посредствам реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, осуществляемое квалифицированными педагогическими работниками.

Воспитательно-образовательная политика МБУ ДО ЦВР как образовательного учреждения строилась в 2018 году на следующих принципах:

- приоритет добровольности самореализации детей в разных образовательных направлениях; - учет постоянно меняющихся индивидуальных, социо-культурных и образовательных потребностей детей;

- оперативная адаптация образовательного процесса к современным достижениям, возрасту и уровню развития ребенка, новым педагогическим и информационным технологиям;

- открытый характер культурно-образовательного процесса, предполагающий связь с другими образовательными учреждениями и организациями Краснодарского края.

Организация образовательного процесса в учреждении строится на принципах сотрудничества и демократизации образования. Такая организация процесса обучения и воспитания позволяет реализовать социально-личностный подход к каждому учащемуся посредством вариативности в обучении, расширения спектра форм и методов обучения и воспитания. В ЦВР создана комфортная и творческая атмосфера, располагающая к сотрудничеству и созиданию. Администрация ЦВР осуществляет взаимодействие с образовательными учреждениями, заключая с ними договоры о сетевом взаимодействии. В 2018-2019 году коллектив ЦВР осуществлял свою деятельность с соответствии с Программой развития учреждения.

1.Характеристика кадровых ресурсов

Из   сотрудников:

- основных работников - 20 человек;

- совместителей - 11 человек

В том числе 20человек педагогического состава.

ОБРАЗОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

%

Высшее педагогическое

9

52.9

Высшее профессиональное

6

35.2

Среднее профессиональное педагогическое

2

11.7

Среднее профессиональное

3

17.5

Итого

20

100

Общий образовательный уровень педагогического коллектива достаточно высок. На сегодняшний день количество педагогов с высшим педагогическим образованием составляет   52.9 %, что дает основание судить об информационной подготовленности кадров к ведению образовательного процесса. Сохранение и увеличение этих показателей за счет обучения педагогических кадров (заочно) - приоритетная задача администрации.

По стажу работы педагогический состав подразделяется:

Стаж

Количество

%

До 5 лет

6

35.2

От 5 до 10 лет

6

35.2

От 10 до 20 лет

1

5.8

Свыше 20 лет

7

41.5

Итого

20

100

Возрастной состав кадров:

возраст

Количество

%

до 20 лет

0

20-30 лет

2

10

30-40 лет

7

35

40-55 лет

4

20

Свыше 55 лет

7

35

20

100

Наиболее дееспособный в профессиональном плане возраст (накоплен педагогический опыт, знания, сформирована трудовая дисциплина и т.д.) от 30 до 55 лет составляет 55 % - это большая часть педагогического состава ЦВР. Достаточно высок показатель количества педагогов предпенсионного и пенсионного возраста - 55%, и самый низкий уровень у педагогов возрастной категории 20-30 лет и до 20 лет. Привлечение молодых специалистов - задача, над которой коллективу стоит работать в предстоящем 2019 году. Необходима разработка механизма привлечения молодых специалистов в коллектив, что позволит повысить уровень новых знаний, творческой активности и, в то же время, даст возможность передачи знаний и опыта от педагогов с большим стажем работы молодым специалистам (сохранение традиций учреждения, накопление потенциала на далекую перспективу).

Анализ кадрового состава по квалификационным категориям:

Категории

2015-2016

учебный год

2016-2017

учебный год

2017-2018

учебный год

2018-2019

ВЫСШАЯ

2

2

2

2

Первая

6

5

4

5

Не имеют категорию

9

Анализ квалификации педагогических работников показывает не достаточно высокую мотивацию педагогов к повышению своего квалификационного уровня. Более 40 % педагогических работников не имеют никакой категории. За 3 года, начиная с 2015 года, динамика в этом вопросе растёт медленно.

В соответствии с требованиями «Закона об образовании в РФ» педагогические работники регулярно повышают уровень квалификации. Так в 2018-2019 году повысили квалификацию по теме «Современные образовательные технологии в контексте модернизации системы дополнительного образования» 6 человек(72 часа). Прошли профессиональную переподготовку по программе: « »1 человек. Всего в 2018 году повысили квалификацию 7 педагогических работников.

2.Учебная деятельность

В 2018-2019 году образовательный процесс строился в системе программноцелевого управления деятельностью учреждения на основе образовательной программы ЦВР, согласно годовому плану работы учреждения. В 2018-2019 учебном году в учреждении было реализовано 47 дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программы по следующим направленностям: художественная, техническая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная.

Ознакомительного уровня-36

Базового уровня- 11

Краткосрочная-1

Программы постоянно совершенствуются.

Анализ программного обеспечения позволяет сделать следующие заключения. Содержание программ, реализуемых в учреждении, даёт ребёнку возможность выбора образовательных областей, но преобладающими остаются программы художественной направленности.

Педагоги Центра работают по модифицированным (адаптированным) программам.

Наличие в Центре программ всех уровней образования позволяет удовлетворить потребности в образовательных услугах   детей и их родителей.

          Разрабатываемые в Центре дополнительные образовательные программы рекомендуются к реализации педагогическим советом, утверждаются директором. Но, на сегодняшний день не все дополнительные образовательные программы Центра внешкольной работы в полном объеме обеспечены учебно – методическими комплексами. Это связано с отсутствием финансового обеспечения.

Услугами дополнительного образования в 2018-2019 году охвачено 2340 детей и подростков. (2017-2018 учебный год 1650)

     По программам ознакомительного уровня обучения занималось учащихся 85%от общего количества занимающихся, по программе базового уровня 25% ,

Средняя наполняемость групп в соответствии с нормативами составляет: первый год обучения – 15 детей, второй год – 13 детей, третий и последующие годы – 10 -12 детей.

Однако, острой остается проблема сохранности контингента в конце года. Для сохранности контингента педагоги предпринимают следующие меры: гибкое расписание занятий, варьированные занятия, тесно сотрудничают с родителями и классными руководителями.

Если рассмотреть количество обучающихся по возрастам, то превалируют обучающиеся младшего звена 1722 человека - 74%,  среднего звена – 361ребенка, что составляет 16%, обучающиеся старшего звена 181 человек составляют 8 %, дошкольники   76 человек - 4%,

В 2018 учебным году продолжается увеличение количества учащихся, занимающихся на первом году обучения в связи с увеличением программ ознакомительного уровня. Наличие программ разного уровня даёт возможность учащимся на первом этапе обучения определить свой дальнейший ориентир в выборе творческой деятельности. Выполнение учебного плана учреждения за 2018-2019 учебный год составляет 100%.

3. Организационно-массовая работа

МБУ ДО ЦВР координирует, организует и проводит целый ряд муниципальных мероприятий.

В 2018- 2019 учебном году было проведено 5 муниципальных этапов краевых конкурсов, 2 межмуниципальных мероприятия, 1 краевой обучающий семинар «Навигатор».

4. Воспитательная работа

В 2018 году, как и 2017 г., основной целью воспитательной работы ЦВР являлось личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию физических, интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.

Достижения обучающихся.

Одним из основных показателей результативности работы педагогов и уровня качества образовательной деятельности программ являются достижения обучающихся на конкурсах различного уровня. По результатам учебного года наши воспитанники неоднократно становились победителями и призерами международных, всероссийских, региональных и районных конкурсов, выставок. Целенаправленная работа коллектива по улучшению качества образования оказала существенное влияние на уровень достижений воспитанников

Достижения обучающихся за 2018-2019 учебный год

Мероприятие

Результат

Название коллектива

Руководитель объединения

Международный

4 международный конкурс «Полифония сердец. Радуга талантов»

4 диплома 1 степени

То «Созвездие»

То «Вдохновение»

Ефимченко Л.Н.

Соковикова Ю.Е.

Международный конкурс детского творчества «Красота божьего мира2

1 ЧЕЛ.3 место

То «Волшебная палитра»

Филиппов В.И.

ИТОГО:

47ч

Всероссийский

II всероссийский фестиваль-конкурс «Время выбрало нас»

1 диплома лауреата 3 степени

То «Созвездие»

Ефимченко Л.Н.

Зональный

Молодые дарования Кубани

человек:

1ч-диплом победителя

8 лауреатов 3 степени

1 лауреат-1 степени

То «Вдохновение»

То «Лира», «Хорошее настроение»

То «Казачий круг»

То «Мастерская чудес»

«Волшебная палитра»

«Радуга торчества»

Соковикова Ю.Е.

Иванова Т.К.

Романович Н.Н.

Труфанов А.А.

Филиппов В.И.

Запашняя Е.М.

ИТОГО:

Краевой

Пасха в кубанской семье

6 человек:

1ч- 1 место

То «Волшебная палитра

Филиппов В.И.

Светлый праздник-Рождество Христово

 

Моя Кубань- мой дом родной

1 победитель

То «Радуга творчества»

Запашняя Е.М.

2 региональный фестиваль «Творчество без границ»

11 дипломов победителей

То»Лира»

То «Созвездие»

То «Вдохновение»

То «Гитарист»

ИТОГО

Муниципальный

Светлый праздник –Рождество Христово

То «Мастерская чудес»

То «Волшебная палитра»

Филиппов В.И.

Труфанов А.А.

39 чел

Конкурс-фестиваль «Безопасное колесо»

Команда 6 человек

То «Безопасная дорога

Конова И.И.

Пасха в кубанской семье

13человек:

6 чел-1 место

1 чел-2 место

1 чел-3 место

То «Мастерская чудес»

То «Волшебная палитра»

То «»

То «Радуга творчества»

«Арт- мастерская»

Труфанов А.А.

Запашняя Е.М.

Филиппов В.И.

Финько Ю.В.

Неопалимая Купина

15чел

Филиппов В.И.

Финько Ю.В.

Труфанов

Конова

Юность России

5 чел

Бигдан

Антиликатор

Работа педагогов - организаторов в течение года была направлена на реализацию плана воспитательной работы ЦВР на 2018-2019 учебный год.

Целью работы являлось: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, их успешной социализации в обществе.

Задачи:

Создание благоприятных условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

Воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям;

Формирование и развитие творческих коллективов;

Формирование здорового образа жизни;

Создание условий для организации работы дополнительного образования;

Педагоги организаторы провели более 70 мероприятий, на которых побывало более 2000 тысяч человек.

Информатизация.

С целью оптимизации системы информационного обеспечения деятельности в Центре действует локальная сеть, обеспечен выход в Интернет для административного аппарата и педагогического персонала. Интернет-сайт Центра находится в постоянном развитии.

На сайте регулярно размещается информация о деятельности учреждения, включающая перечень и характеристику предоставляемых образовательных услуг, нормативные документы, план деятельности учреждения на учебный год, результаты самоанализа учреждения, контактную информацию, отзывы от участников образовательного процесса о деятельности учреждения. В 2019 идет освоение новой программы «Новигатор по доп.образованию».

Методическая работа.

В 2018-2019 учебном году основной целью деятельности методической работы являлось создание условий для повышения педагогической компетентности педагогических работников Центра внешкольной работы .

Основные направления деятельности:

1. методическое обеспечение образовательного процесса в Центре внешкольной работы:

- методическое сопровождение повышения квалификации педагогических работников;

-методическая поддержка педагогов по обобщению и распространению опыта работы;

- мониторинг образовательной деятельности и др.

Администрацией организовывалось повышение квалификации педагогических работников Центра внешкольной работы 2018-2019 году повысили свою квалификацию 6 педагогов.

Росту педагогического мастерства способствуют проведение и посещение открытых занятий и мероприятий. В 2018-2019 году педагогами проведено 8 открытых занятия, на которых присутствовали молодые педагоги центра.

Целью методического обеспечения образовательного процесса в Центре внешкольной работы является создание условий для постоянного совершенствования деятельности педагогов, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, для этого в течение года организовано и проведено 4 методических семинаров для педагогов Центра внешкольной работы, 4 педагогических совета, приняли участие в 2 межмуниципальных семинарах, 2 краевых семинарах.

Работа с педагогическим  опытом — одно из основных направлений деятельности методической работы. Цель этой деятельности - повышение качества образования и воспитания. Предполагаемый результат — совершенствование уровня про­фессиональной компетентности педагогических работников, вне­дрение инновационных технологий в воспитательный и образовательный процессы.

Анализируя данную деятельность можно отметить низкую активность педагогов Центра по распространению педагогического опыта,       практически отсутствуют публикации работ педагогов в различных изданиях и на сайтах в сети Интернет.

Поэтому, приоритетной задачей на 2018-2019 учебный год выдвигается: систематизация работы по распространению педагогического опыта педагогов Центра.

Таким образом, подводя   итоги работы методической работы за 2018-2019 учебный год можно отметить, что методическая работа   по основным направлениям деятельности выполнена в соответствии с годовым планом. Кроме того, в работе с педагогическими кадрами Центра внешкольной работы отмечается удовлетворительная мотивационная готовность педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Организация работы с родителями

Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.

Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

В Центре внешкольной работы выстроена система взаимодействия с родителями: проведение родительских собраний, концертов, индивидуальных консультаций педагогов, а также различных досуговых мероприятий. Одной из наиболее популярных форм организации семейного досуга являются праздники и конкурсные программы.

Взаимодействие с семьями обучающихся педагоги осуществляют по 3 направлениям:

- просвещение по образования и воспитания, психологии и педагогики;

- формирование у родителей понимания принадлежности к образовательному пространству (знакомство с традициями Центра, его достижениями в образовании и воспитании, требованиями, предъявляемыми к воспитанникам, традициями проведения занятий, коллективных творческих дел, таким образом, формируем у обучающихся и их родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству Центра);

- диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые) В этом году диагностику не проводили.

Взаимодействие Центра и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания.

В системе сотрудничества с семьей педагоги дополнительного образования опираются на принципы:

- организация совместного творчества:

- обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.

Чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями обучающихся.

Выбор форм осуществляется в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей. (их уровня образованности, с учетом материальной сферы, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок).

Для изучения семей педагоги Центра используют различные методы: наблюдение, анкетирование, опросы детей и родителей, творческие работы обучающихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию. Исследования начинаются в период комплектования групп, педагоги стремятся привлечь родителей на первые занятия в объединениях, создать условия для непринужденного общения.

Доброй традицией является проведение совместных праздников таких как: «Возьми в дорогу увлеченность», «Весенняя капель», « Хоть немного тепла унесите с собой» - Отчетный концерт, на котором проходит награждение родителей и воспитанников, принимающих активное участие в жизни Центра, благодарственными письмами и грамотами.

Анализ систематической работы с родителями в Центре показал, что эта деятельность позволяет педагогическому коллективу:

­  полнее раскрыть творческие способности детей;

­  объединить усилия в создании единого воспитательного пространства, способствующего разностороннему развитию детей, формированию личности обучающихся;

Можно сделать вывод, что необходимо выбрать оптимальные формы сотрудничества, которые позволят повысить уровень воспитанности обучающихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации воспитательного процесса.

Выводы:

Подводя итоги деятельности МБУ ДО ЦВР за 2018-2019 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив ЦВР стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.

По итогам анализа можно сделать следующие выводы.

Осуществленный анализ содержания деятельности выявило сильные и слабые стороны деятельности учреждения и основные проблемы связанные с совершенствованием педагогической деятельности коллектива в сфере современного мира детства, в конкретных социально-педагогических условиях.

  • образовательная деятельность организуется в соответствии с концепцией, выстроенной в логике реальных возможностей Центра;
  • имеется в наличии нормативная и организационно-распорядительная документация, которая соответствует действующему законодательству, нормативным положениям в системе дополнительного образования и Уставу.
  • система руководства и управления обеспечивает в основном  достижение поставленных целей;
  • Учреждение динамично развивается.
  • реально получаемые  образовательные результаты соответствуют прогнозируемым;
  • реализуются эффективные подходы к созданию системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров;
  • образовательный процесс обеспечен программными материалами, разработаны программы для разного уровня усвоения; содержание программ соответствует приоритетным идеям дополнительного образования;
  • развитие содержания и организация форм деятельности Центра внешкольной работы связано с реализацией перспективных моделей взаимодействия учреждений дополнительного образования детей, школ и других учреждений, с целью обеспечения содержания и организации единства и одновременно специфики деятельности учреждения в конкретных условиях;

Перспективы развития Центра определены в имеющемся пространстве его реальных возможностей и прогнозируемого развития. Расширение таковых может позволить повысить эффективность и качество дополнительного образования детей на новой содержательной основе.

Но вместе с тем, еще существуют проблемы в вопросах кадрового обеспечения.

- не качественное заполнение журналов

- средний уровень участия педагогических работников региональных, всероссийских и международных конкурсах.

- Незначительное обновление педагогического состава за счет вливания молодых специалистов

Проблемы:

Рекомендации:

По итогам анализа деятельности следует продолжить работу по совершенствованию качества подготовки обучающихся; совершенствованию учебно-методической, инновационной, воспитательной дея­тельности; дальнейшему внедрению новых информационных технологий в учебный процесс; активизации участия педагогических работников в конкурсах научно-методических работ, педагогического мастерства; совершенствованию материально-технической и учебно-методической базы.