Принята на заседаниипедагогического совета МБУ ДО ЦВР Протокол № ______ от «____» _________ 2015 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО Центр внешкольной работы _____________________ Е.Е.Воловик Приказ № ______ от «______» _________________ 2015 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МБУ ДО ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2015/2016 учебный год
ст.Полтавская
2015 год
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ
МБУ ДО Центр внешкольной работы
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная деятельность в МБУ ДО центр внешкольной работы осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008);
- Уставом МБУ ДО ЦВР (приказ УО от 27.04.15г № 451 )
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03;
- нормативными локальными актами;
- другими федеральными, региональными, муниципальными нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность в дополнительном образовании.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель деятельности ЦВР:
- оказание услуг в сфере дополнительного образования детей;
- создание условий для реализации права граждан на получение дополнительного образования;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства и муниципального образования по 4 направленностям:
|
|
Задачи:
- обучить детей дополнительным общеобразовательным программам, в т.ч. одаренных детей, детей с ОВЗ;
- удовлетворить потребности детей в получении дополнительного образования, в реализации их творческого потенциала с учетом индивидуального развития, потребностей и интересов;
- создать условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения обучающихся, адаптации к жизни в обществе;
- способствовать развитию системы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- организовывать и проводить содержательный досуг детей;
- совершенствовать программно-методическое обеспечение образовательного процесса с целью повышения качества образования;
- продолжить повышение квалификации и уровня профессионального мастерства педагогов, активизация их творческого потенциала, системы работы по наполнению сайта учреждения;
- укреплять и совершенствовать материально-техническую базу учреждения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЦВР реализуются программы по 4 направлениям, по которым работают 95 объединений с учащимися:
- социально-педагогическая – 233 человек (19 объединений);
- техническая – 30 человека (2 объединения);
- физкультурно-спортивная – 180 человек (14 объединений);
- художественная – 830человек (60 объединений);
МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачисление в объединения производится круглогодично по заявлениям родителей (законных представителей) с предоставлением медицинских справок, копий свидетельства о рождении (паспорта).
В объединениях ЦВР обучаются дети и подростки в возрасте 5-18 лет.
Занятия в объединениях МБУ ДО «ЦВР» проводятся как на базе учреждения, так и на базе общеобразовательных учреждений района ( СОШ № 4, 1, 6, 7, 11,14,15, 22, 9) , школа -интернат, с которыми заключены договоры о предоставлении дополнительного образования.
В начале учебного года (сентябрь):
- составляется и утверждается учебный план по направлениям деятельности;
- составляется и утверждается расписание занятий в объединениях;
- формируется электронная база данных контингента учащихся, которая ежемесячно корректируется в течение учебного года в соответствии с изменением списочного состава учащихся объединений ЦВР;
- рассматриваются и утверждаются дополнительные общеразвивающие программы;
- рассматриваются и утверждаются годовые индивидуальные планы работы педагогов ДО;
- оформляются журналы учета работы педагогов дополнительного образования.
Учебный план на 2015/2016 учебный год утвержден приказом директора ЦВР 01 сентября 2015 года, список дополнительных общеразвивающих программ, содержащихся в нем, соответствует их перечню и направлениям обучения: социально-педагогического, технического, физкультурно-спортивного, художественного.
Учебный план составляется в соответствии с годами обучения по дополнительным общеразвивающим программам, срок реализации которых составляет от одного года до 9 лет.
Расписание занятий в объединении составляется на основании учебного плана, в соответствии с нормами СанПин и утверждается директором ЦВР. В течение учебного года расписание может корректироваться в связи с производственной необходимостью.
Расписание предусматривает выработку педагогом в течение дня не более 8-ми часов. Рабочее время педагогов исчисляется в астрономических часах. Количество часов занятий одного объединения в неделю составляет от 1-го до 9-ти часов.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в объединениях ЦВР представляют собой целостную систему дополнительного образования в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами.
В учреждении занимаются учащиеся с повышенными образовательными потребностями, к которым относятся:
- учащиеся, входящие в состав творческих групп;
- учащиеся, показывающие высокие результаты на мероприятиях муниципального, регионального, федерального уровня (учет по итогам участия в мероприятиях).
С целью социальной адаптации учащихся с ОВЗ в учреждении реализуется Программа «Тепло наших сердец»
В объединении «Маленькие фантазии»-обучение ведется по дополнительным общеразвиваюшей программе «Маленькие фантазии» для 1 воспитанника с ОВЗ.
В учебно-воспитательном процессе педагоги дополнительного образования ЦВР придерживаются следующих принципов:
- добровольность посещения занятий учащимися;
- осознанность выбора учащимися предметной области деятельности;
- создание условий для творческой самореализации учащихся;
- учет индивидуальных и коллективных интересов учащихся;
- повышение мотивации к обучению в той или иной предметной области деятельности;
- практическая ориентированность занятий;
- реализация поставленных учебных целей через наиболее эффективные формы и методы обучения;
- создание благоприятной психологической обстановки в объединении и «ситуации успеха» в учебно-воспитательном процессе;
- вариативность использования всех методов, способов и приемов в учебно-воспитательном процессе с учетом их целесообразности.
Кроме занятий в объединениях, в течение учебного года учащиеся участвуют в массовых мероприятиях различного уровня (муниципальный, региональный, федеральный, всероссийский, международный).
Во время осенних, зимних и весенних каникул в объединениях МБУ ДО ЦВР занятия не отменяются. Допускается изменение расписания.
В период каникул ЦВР организует и проводит массовые мероприятия, оздоровительные лагеря, экскурсии.
В течение учебного года педагоги в соответствии с Положением об аттестации учащихся МБУ ДО ЦВР проводят вводную, промежуточную, итоговую аттестацию учащихся, в ходе которой оценивается уровень их обученности. Результаты аттестации фиксируются в протоколах.
Аттестация учащихся, в зависимости от направления обучения, может проводиться в следующих формах:
- анкетирование;
- тестирование;
- зачет;
- конкурс;
- конференция;
- соревнование;
- выполнение спортивных нормативов;
- выставка;
- защита проектов;
- концерт и др.
Учащиеся, прошедшие обучение и усвоившие образовательную программу, в конце учебного года проходят аттестацию и переводятся на следующий год обучения на основании приказа директора ЦВР.
ЦВР обеспечивает и развивает образовательную среду для социокультурного и предпрофессионального самоопределения, самореализации личности учащихся в соответствии с принятыми программами обучения.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система воспитательной работы в ЦВР реализуется через комплекс следующих мероприятий:
- организацию и проведение организационно-массовых и воспитательных мероприятий в рамках проектов по реализации Концепции воспитательной работы с обучающимися МБУ ДО ЦВР;
- организацию работы с учащимися ЦВР, состоящими на учете в ВШУ.
- организацию работы с семьей.
а) организация и проведение
организационно-массовых и воспитательных мероприятий
Организационно-массовые и воспитательные мероприятия ЦВР проводит как для учащихся учреждения, так и для учащихся общеобразовательных учреждений района согласно плану организационно-массовых и воспитательных мероприятий на 2015/2016 учебный год, который составлен с учетом каникулярного отдыха учащихся.
Организационно-массовые и воспитательные мероприятия в объединениях проводятся как педагогом-организатором, так и педагогами ДО.
Ко всем мероприятиям разрабатываются сценарии, которые апробируются и реализуются на практике.
Все массовые мероприятия нацелены на воспитание качеств, присущих гражданину и патриоту, развитие физических, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Организация для детей содержательного досуга создает условия для их социального, культурного и предпрофессионального самоопределения, творческой самореализации личности.
Привлечение детей и подростков к участию в мероприятиях, к их организации и проведению является эффективной мерой профилактики асоциального поведения учащихся.
б) организация работы с учащимися ЦВР,
состоящими на учете ВШУ
С целью профилактики асоциального поведения учащихся ЦВР, состоящих на учете в ВШУ, в учреждении организуется работа с детьми «группы риска», которая ведется педагогом-организатором в соответствии с планом профилактической работы с учащимися.
Педагоги ДО ведут индивидуальную работу с данным контингентом учащихся, состоящих на учете в ВШУ. Содержание и результаты данной работы фиксируются в Дневниках педагогического наблюдения.
в) организация работы с семьей
Важное место в образовательной деятельности ЦВР отводится организации работы с семьей. Общеизвестно, что наилучший результат в развитии личности ребенка получается в процессе совместных усилий, активного и позитивного взаимодействия образовательного учреждения и родителей учащихся.
Формы работы с родителями, используемые в учреждении:
- индивидуальные беседы, консультации по вопросам организации учебного процесса, воспитания, обучения, участия в мероприятиях их детей;
- организация (или посещение в школах) родительских собраний;
- посещение родителями занятий (совместное творчество родителей и ребенка);
- привлечение родителей к подготовке и участию в мероприятиях;
- привлечение родителей к ремонту техники и оборудования.
КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Контроль образовательного процесса в объединениях осуществляется в соответствии с утвержденным планом работы МБУ ДО ЦВР на 2015/2016 учебный год.
В данном направлении работы проводится контроль:
- выполнения образовательных программ;
- выполнения годовых индивидуальных планов работы педагогических работников;
- ведения журналов учета работы педагогов ДО, документации по сопровождению учебно-воспитательного процесса в объединениях;
- проведения вводной, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
По утвержденному графику проводится проверка наполняемости объединений, сохранности контингента учащихся, программно-методического обеспечения занятий в объединениях.
В течение учебного года осуществляется контроль за работой педагогических кадров с целью совершенствования их профессионального мастерства через:
- анализ проведения открытых занятий (мероприятий);
- мониторинг прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации, участия в методических мероприятиях различного уровня;
- мониторинг прохождения аттестации руководящими и педагогическими работниками;
В течение учебного года проводится проверка наличия необходимой документации в личных делах сотрудников.
Перед началом и в течение учебного года проводится проверка санитарного состояния кабинетов, ведения документации, в т.ч. по технике безопасности и охране труда.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление ЦВР осуществляется в соответствиис Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом МБУ ДО ЦВР, Коллективным договором, нормативными локальными актами.
Непосредственное управление ЦВР осуществляет директор. Основными формами самоуправления являются: общее собрание работников, педагогический совет, методический совет. Компетенции этих органов самоуправления определены Уставом и соответствующими Положениями.
Оперативное управление осуществляется в соответствии с должностными инструкциями.
Педагогический коллектив работает в соответствии с планом работы учреждения и Управления образования. Планирование носит системный характер, планы отражают конкретное содержание мероприятий, ответственных лиц за их организацию и проведение, сроки и место проведения. Планирование строится на основе анализа деятельности учреждения за предыдущий период с учетом основных тенденций развития учреждения.
Планы ЦВР охватывают все области деятельности образовательного учреждения. Представляемые планы разнообразны по форме: годовые индивидуальные планы педагогических работников, годовой план работы учреждения, годовой план организационно-массовых и воспитательных мероприятий, планы организационно-массовых и воспитательных мероприятий на месяц, годовой план методической деятельности педагогического коллектива и др.
В управленческой деятельности главное внимание уделяется управлению развитием образовательного процесса в учреждении в новых условиях в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации».
Одним из приоритетных направлений управленческой деятельности ЦВР является ориентация творческой активности педагогов на повышение мотивации учащихся к обучению в той или иной предметной деятельности во всех объединениях, на организацию работы с одаренными детьми, с детьми с ОВЗ.
Еще одно важное направление работы – организация контроля образовательного процесса в учреждении.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ
В текущем учебном году продолжается деятельность по интеграции ЦВР в единое образовательное пространство района.
Центр внешкольной работы сотрудничает со следующими организациями и учреждениями:
- с образовательными учреждениями района СОШ № 1,4,6.7,15,11,14,9, школа-интернат по вопросам организации учебно-воспитательной деятельности; МБУ ДО ДЭБЦ ст. Полтавской, МБУ ДО ЦВР ст. Марьянской, МАУДОД СДЮТЭ.
- с учреждениями культуры района по вопросам участия учащихся и педагогов МБУ ДОЦВР в различных мероприятиях;
- с районными организациями (Военкомат, ДОСААФ, Районное казачье общество) по вопросам военно-патриотического воспитания учащихся;
- с районными учреждениями (пожарная часть по охране района, ГИБДД, вневедомственная охрана, Роспотребнадзор, МУЗ ЦРБ) по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
В ЦВР функционирует методический Совет, в состав которого входят высококвалифицированные педагогические работники учреждения.
Руководство всей информационно-методической работой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Формирование гибкой системы оптимальной методической помощи педагогам дополнительного образования.
- Определение круга теоретических и практических проблем, разрешение которых необходимо коллективу.
- Создание условий для роста педагогического мастерства всех педагогов через приобщение к анализу своей деятельности, к самообразованию, участие в различных конкурсах профессионального мастерства.
- Осуществление дифференцированного подхода к педагогам по оценке их деятельности.
- Корректировка дополнительных общеразвивающих программ с целью приведения их в соответствие с современными требованиями.
- Разработка новых образовательных программ, их апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс.
- Рецензирование дополнительных общеразвивающих программ.
- Оказание помощи в апробации и внедрении элементов инновационных технологий обучения в образовательный процесс, новых форм проведения организационно-массовых мероприятий.
- Совершенствование диагностических материалов к программам аттестации учащихся.
- Осуществление работы по оказанию методической помощи педагогам-совместителям, в т.ч. работающих на базе общеобразовательных учреждений.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
- В области информационного обеспечения:
- сбор, хранение, систематизация методических материалов;
- распространение и популяризация методических разработок, пособий и программ, в т.ч. через сайт учреждения и СМИ.
- В области методического контроля:
- методическая помощь педагогам ДО по вопросам программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- контроль над соблюдением и выполнением дополнительных общеразвивающих программ;
- рецензирование дополнительных общеразвивающих программ.
- В области непрерывного образования:
- организация консультаций по вопросам самообразования;
- отслеживание потребности педагогических кадров в повышении квалификации и профессионального мастерства.
- В области аттестации педагогов:
- организация и подготовка документов к аттестации педагогических работников;
- разработка критериев, определяющих уровень профессионального мастерства педагога, с проведением анализа занятий (мероприятий);
- создание авторских дополнительных общеразвивающих программ и методических пособий.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическая работа осуществляется методическим советом МБУ ДО ЦВР в соответствии с разработанным и утвержденным планом работы на 2015/2016 учебный год.
В начале учебного года:
- организуется работа по разработке, корректировке и рассмотрению дополнительных общеразвивающих программ, составляется их перечень;
- составляется сводный годовой план методической деятельности учреждения, который включает в себя план организации и проведения методических мероприятий, открытых занятий (мероприятий);
- определяется методическая тема учреждения;
- утверждаются перечень и тематика деятельности творческих, рабочих групп педагогических работников;
- составляется список педагогических работников на обучение на курсах повышения квалификации;
- составляется список педагогических работников, аттестуемых в следующем учебном году.
Большое внимание в ЦВР уделяется повышению уровня педагогического мастерства через:
- организацию творческих и рабочих групп педагогических работников по разработке актуальных вопросов образовательной деятельности;
- участие педагогических работников в методических мероприятиях по обмену педагогическим опытом работы (семинары, «круглые столы», конференции, мастер-классы) различного уровня;
- участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства;
- организацию работы по самообразованию.
В соответствии с планом работы на 2015/2016 учебный год ЦВР организует и проводит следующие методические мероприятия:
- районные семинары
- районные мастер-классы
- круглый стол
- конкурс методических материалов среди педагогических работников учреждения (февраль – апрель).
В рамках самообразования педагоги в течение учебного года работают по индивидуальным методическим темам, ведут портфолио педагогической деятельности.
В работе с муниципальными учреждениями образования и культуры ЦВР выполняет функции методического и организационного центра. Развитие сотрудничества осуществляется в следующих направлениях:
- методическая помощь педагогическим работникам школ в организации художественной, физкультурно-спортивной, досуговой деятельности и др.;
- оказание помощи в разработке и внедрении в практику дополнительных общеразвивающих программ;
- организация и проведение муниципальных мероприятий различной направленности.
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Обучение ведется по модифицированным и авторским дополнительным общеразвивающим программам, разработанным в соответствии с существующими требованиями. Для информационно-методического и дидактического обеспечения дополнительных общеразвивающих программ используются методические материалы федерального, регионального значения, а также методические материалы, разрабатываемые педагогами и методистом ЦВР.
На начало 2015/2016 учебного года в учреждении реализуются 33 дополнительных общеразвивающих программ.
Ниже приведены наименования дополнительных общеразвивающих программ следующих направленностей:
- Социально-педагогическая: «Затейники», «Дорожная азбука», «Юные спасатели», «Веселый английский», «Игровая мастерская», «Малышок», «Говоруша».
- Техническая: «Мастерская творчества».
- Физкультурно-спортивная: «Атлетическая гимнастика», «Забава»,
- Художественная: «Мир танца», «Ритм», «Театр кукол», «Кубаночка», Аленький цветочек», «Архидея», «Рукоделие», «Слобода умельцев», «Сувенир», «Радуга творчества», «Живая акварель», «Искусство рисунка», «Казачий круг», «Максимус», «Волшебная палитра», «Летопись родного края», «Мир фантазии», «Гимнастика в хореографии», «Юный гитарист», «Лира».