Принята на заседании

педагогического совета

МБУ ДО ЦВР

Протокол № ______

от «____» _________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО

Центр внешкольной работы

_____________________ Е.Е.Воловик

Приказ № ______

от «______» _________________ 2015 г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МБУ ДО ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

на 2015/2016 учебный год

ст.Полтавская

2015 год

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ

МБУ ДО Центр внешкольной работы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная деятельность в МБУ ДО центр внешкольной работы осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008);

- Уставом МБУ ДО ЦВР (приказ УО от 27.04.15г  № 451 )

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03;

- нормативными локальными актами;

- другими федеральными, региональными, муниципальными нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность в дополнительном образовании.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель деятельности ЦВР:

- оказание услуг в сфере дополнительного образования детей;

- создание условий для реализации права граждан на получение дополнительного образования;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства и муниципального образования по 4       направленностям:

  • социально-педагогическая;
  • техническая;
  • физкультурно-спортивная;
  • художественная;

Задачи:

-  обучить детей дополнительным общеобразовательным программам, в т.ч. одаренных детей, детей с ОВЗ;

-   удовлетворить  потребности  детей в получении дополнительного образования, в реализации их творческого потенциала с учетом индивидуального развития, потребностей и интересов;

-            создать условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения обучающихся, адаптации к жизни в обществе;

-            способствовать развитию системы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-            организовывать  и проводить содержательный  досуг детей;

-            совершенствовать программно-методическое обеспечение образовательного процесса с целью повышения качества образования;

-            продолжить повышение квалификации и уровня профессионального мастерства педагогов, активизация их творческого потенциала, системы работы по наполнению сайта учреждения;

-            укреплять и совершенствовать материально-техническую базу учреждения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ЦВР реализуются программы по 4 направлениям, по которым работают  95  объединений с   учащимися:

  • социально-педагогическая – 233  человек (19 объединений);
  • техническая – 30 человека (2 объединения);
  • физкультурно-спортивная – 180 человек (14 объединений);
  • художественная –  830человек (60 объединений);

МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зачисление в объединения производится круглогодично по заявлениям родителей (законных представителей) с предоставлением медицинских справок, копий свидетельства о рождении (паспорта).

В объединениях ЦВР обучаются дети и подростки в возрасте 5-18 лет.

Занятия в объединениях МБУ ДО «ЦВР» проводятся как на базе учреждения, так и на базе общеобразовательных учреждений района  ( СОШ № 4, 1, 6, 7, 11,14,15, 22, 9) , школа -интернат, с которыми заключены договоры о предоставлении дополнительного образования.

В начале учебного года (сентябрь):

- составляется и утверждается учебный план по направлениям деятельности;

- составляется и утверждается расписание занятий в объединениях;

- формируется электронная база данных контингента учащихся, которая ежемесячно корректируется в течение учебного года в соответствии с изменением списочного состава учащихся объединений ЦВР;

- рассматриваются и утверждаются дополнительные общеразвивающие программы;

- рассматриваются и утверждаются годовые индивидуальные планы работы педагогов ДО;

- оформляются журналы учета работы педагогов дополнительного образования.

Учебный план на 2015/2016 учебный год утвержден приказом директора ЦВР 01 сентября 2015 года, список дополнительных общеразвивающих программ, содержащихся в нем, соответствует их перечню и направлениям обучения: социально-педагогического, технического, физкультурно-спортивного, художественного.

Учебный план составляется в соответствии с годами обучения по дополнительным общеразвивающим программам, срок реализации которых составляет от одного года до 9 лет.

Расписание занятий в объединении составляется на основании учебного плана, в соответствии с нормами СанПин и утверждается директором ЦВР. В течение учебного года расписание может корректироваться в связи с производственной необходимостью.

Расписание предусматривает выработку педагогом в течение дня не более 8-ми часов. Рабочее время педагогов исчисляется в астрономических часах. Количество часов занятий одного объединения в неделю составляет от 1-го до 9-ти часов.

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в объединениях ЦВР представляют собой целостную систему дополнительного образования в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами.

В учреждении занимаются учащиеся с повышенными образовательными потребностями, к которым относятся:

- учащиеся, входящие в состав творческих групп;

- учащиеся, показывающие высокие результаты на мероприятиях муниципального, регионального, федерального уровня (учет по итогам участия в мероприятиях).

С целью социальной адаптации учащихся с ОВЗ в учреждении реализуется Программа «Тепло наших сердец»

В  объединении «Маленькие фантазии»-обучение ведется по дополнительным общеразвиваюшей  программе «Маленькие фантазии» для 1 воспитанника  с ОВЗ.

В учебно-воспитательном процессе педагоги дополнительного образования ЦВР придерживаются следующих принципов:

- добровольность посещения занятий учащимися;

- осознанность выбора учащимися предметной области деятельности;

- создание условий для творческой самореализации учащихся;

- учет индивидуальных и коллективных интересов учащихся;

- повышение мотивации к обучению в той или иной предметной области деятельности;

- практическая ориентированность занятий;

- реализация поставленных учебных целей через наиболее эффективные формы и методы обучения;

- создание благоприятной психологической обстановки в объединении и «ситуации успеха» в учебно-воспитательном процессе;

- вариативность использования всех методов, способов и приемов в учебно-воспитательном процессе с учетом их целесообразности.

Кроме занятий в объединениях, в течение учебного года учащиеся участвуют в массовых мероприятиях различного уровня (муниципальный, региональный, федеральный, всероссийский, международный).

        Во время осенних, зимних и весенних каникул в объединениях МБУ ДО ЦВР занятия не отменяются. Допускается изменение расписания.

В период каникул ЦВР организует и проводит  массовые мероприятия,  оздоровительные лагеря, экскурсии.

В течение учебного года педагоги в соответствии с Положением об аттестации учащихся МБУ ДО ЦВР  проводят вводную, промежуточную, итоговую аттестацию учащихся, в ходе которой оценивается уровень их обученности. Результаты аттестации фиксируются в протоколах.

 Аттестация учащихся, в зависимости от направления обучения, может проводиться в следующих формах:

-        анкетирование;

-        тестирование;

-        зачет;

-        конкурс;

-        конференция;

-        соревнование;

         - выполнение спортивных нормативов;

-        выставка;

-        защита проектов;

-        концерт и др.

Учащиеся, прошедшие обучение и усвоившие образовательную программу, в конце учебного года проходят аттестацию и переводятся на следующий год обучения на основании приказа директора ЦВР.

ЦВР обеспечивает и развивает образовательную среду для социокультурного и предпрофессионального самоопределения, самореализации личности учащихся в соответствии с принятыми программами обучения.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система воспитательной работы в ЦВР реализуется через комплекс следующих мероприятий:

- организацию и проведение организационно-массовых и воспитательных мероприятий в рамках проектов по реализации Концепции воспитательной работы с обучающимися МБУ ДО ЦВР;

- организацию работы с учащимися ЦВР, состоящими на учете в ВШУ.

- организацию работы с семьей.

а) организация и проведение

организационно-массовых и воспитательных мероприятий

Организационно-массовые и воспитательные мероприятия ЦВР проводит как для учащихся учреждения, так и для учащихся общеобразовательных учреждений района   согласно плану организационно-массовых и воспитательных мероприятий на 2015/2016 учебный год, который составлен с учетом каникулярного отдыха учащихся.

Организационно-массовые и воспитательные мероприятия в объединениях проводятся как педагогом-организатором, так и педагогами ДО.

Ко всем мероприятиям разрабатываются сценарии, которые апробируются и реализуются на практике.

Все массовые мероприятия нацелены на воспитание качеств, присущих гражданину и патриоту, развитие физических, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Организация для детей содержательного досуга создает условия для их социального, культурного и предпрофессионального самоопределения, творческой самореализации личности.

Привлечение детей и подростков к участию в мероприятиях, к их организации и проведению является эффективной мерой профилактики асоциального поведения учащихся.

б) организация работы с учащимися ЦВР,

состоящими на учете ВШУ

С целью профилактики асоциального поведения учащихся ЦВР, состоящих на учете в  ВШУ, в учреждении организуется работа с детьми «группы риска», которая  ведется педагогом-организатором в соответствии с планом профилактической работы с учащимися.

Педагоги ДО ведут индивидуальную работу с данным контингентом учащихся, состоящих на учете в ВШУ. Содержание и результаты данной работы фиксируются в Дневниках педагогического наблюдения.

в) организация работы с семьей

Важное место в образовательной деятельности ЦВР отводится организации работы с семьей. Общеизвестно, что наилучший результат в развитии личности ребенка получается в процессе совместных усилий, активного и позитивного взаимодействия образовательного учреждения и родителей учащихся.

Формы работы с родителями, используемые в учреждении:

- индивидуальные беседы, консультации по вопросам организации учебного процесса, воспитания, обучения, участия в мероприятиях их детей;

- организация (или посещение в школах) родительских собраний;

- посещение родителями занятий (совместное творчество родителей и ребенка);

- привлечение родителей к подготовке и участию в мероприятиях;

- привлечение родителей к ремонту техники и оборудования.

КОНТРОЛЬ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Контроль образовательного процесса в объединениях осуществляется в соответствии с утвержденным планом работы МБУ ДО ЦВР на 2015/2016 учебный год.

В данном направлении работы проводится контроль:

- выполнения образовательных программ;

- выполнения годовых индивидуальных планов работы педагогических работников;

- ведения журналов учета работы педагогов ДО, документации по сопровождению учебно-воспитательного процесса в объединениях;

- проведения вводной, промежуточной и итоговой  аттестации учащихся.

По утвержденному графику проводится проверка наполняемости объединений, сохранности контингента учащихся, программно-методического обеспечения занятий в объединениях.

В течение учебного года осуществляется контроль за работой педагогических кадров с целью совершенствования их профессионального мастерства через:

- анализ проведения открытых занятий (мероприятий);

- мониторинг прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации, участия в методических мероприятиях различного уровня;

- мониторинг прохождения аттестации руководящими и педагогическими работниками;

В течение учебного года проводится проверка наличия необходимой документации в личных делах сотрудников.

Перед началом и в течение учебного года проводится проверка санитарного состояния кабинетов, ведения документации, в т.ч. по технике безопасности и охране труда.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Управление ЦВР осуществляется в соответствиис Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом МБУ ДО ЦВР, Коллективным договором, нормативными локальными актами.

Непосредственное управление ЦВР осуществляет директор. Основными формами самоуправления являются: общее собрание работников,  педагогический совет, методический совет. Компетенции этих органов самоуправления определены Уставом и соответствующими Положениями.

Оперативное управление осуществляется в соответствии с  должностными инструкциями.

Педагогический коллектив работает в соответствии с планом работы учреждения и  Управления   образования. Планирование носит системный характер, планы отражают конкретное содержание мероприятий, ответственных лиц за их организацию и проведение, сроки и место проведения. Планирование строится на основе анализа деятельности учреждения за предыдущий период с учетом основных тенденций развития учреждения.

Планы ЦВР охватывают все области деятельности образовательного учреждения. Представляемые планы разнообразны по форме: годовые индивидуальные планы педагогических работников, годовой план работы учреждения, годовой план организационно-массовых и воспитательных мероприятий, планы организационно-массовых и воспитательных мероприятий на месяц, годовой план методической деятельности педагогического коллектива и др.

В управленческой деятельности главное внимание уделяется управлению развитием образовательного процесса в учреждении в новых условиях в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации».

Одним из приоритетных направлений управленческой деятельности ЦВР является ориентация творческой активности педагогов на повышение мотивации учащихся к обучению в той или иной предметной деятельности во всех объединениях, на организацию работы с одаренными детьми, с детьми с ОВЗ.

Еще одно важное направление работы – организация контроля образовательного процесса в учреждении.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ

В текущем учебном году продолжается деятельность по интеграции ЦВР в единое образовательное пространство  района.

Центр внешкольной работы сотрудничает со следующими организациями и учреждениями:

  • с образовательными учреждениями района СОШ № 1,4,6.7,15,11,14,9, школа-интернат по вопросам организации учебно-воспитательной деятельности; МБУ ДО ДЭБЦ ст. Полтавской,  МБУ ДО ЦВР ст. Марьянской, МАУДОД  СДЮТЭ.
  • с учреждениями культуры района по вопросам участия учащихся и педагогов МБУ ДОЦВР в различных мероприятиях;
  • с районными  организациями (Военкомат, ДОСААФ, Районное казачье общество) по вопросам военно-патриотического воспитания учащихся;
  • с районными  учреждениями (пожарная часть по охране района, ГИБДД, вневедомственная охрана, Роспотребнадзор, МУЗ ЦРБ) по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

В ЦВР функционирует методический Совет, в состав которого входят высококвалифицированные педагогические работники учреждения.

Руководство всей информационно-методической работой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Формирование гибкой системы оптимальной методической помощи педагогам дополнительного образования.
  2. Определение круга теоретических и практических проблем, разрешение которых необходимо коллективу.
  3. Создание условий для роста педагогического мастерства всех педагогов через приобщение к анализу своей деятельности, к самообразованию, участие в различных конкурсах профессионального мастерства.
  4. Осуществление дифференцированного подхода к педагогам по оценке их деятельности.
  5. Корректировка дополнительных общеразвивающих программ с целью приведения их в соответствие с современными требованиями.
  6. Разработка новых образовательных программ, их апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс.
  7. Рецензирование дополнительных общеразвивающих программ.
  8. Оказание помощи в апробации и внедрении элементов инновационных технологий обучения в образовательный процесс, новых форм проведения организационно-массовых мероприятий.
  9. Совершенствование диагностических материалов к программам аттестации учащихся.
  10. Осуществление работы по оказанию методической помощи педагогам-совместителям, в т.ч. работающих на базе общеобразовательных учреждений.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  1. В области информационного обеспечения:

-        сбор, хранение, систематизация методических материалов;

-        распространение и популяризация методических разработок, пособий и программ, в т.ч. через сайт учреждения и СМИ.

  1. В области методического контроля:

-        методическая помощь педагогам ДО по вопросам программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

-        контроль над соблюдением и выполнением дополнительных общеразвивающих программ;

- рецензирование дополнительных общеразвивающих программ.

  1. В области непрерывного образования:

-        организация консультаций по вопросам самообразования;

-        отслеживание потребности педагогических кадров в повышении квалификации и профессионального мастерства.

  1. В области аттестации педагогов:

-        организация и подготовка документов к аттестации педагогических работников;

-        разработка критериев, определяющих уровень профессионального мастерства педагога, с проведением анализа занятий (мероприятий);

-        создание авторских дополнительных общеразвивающих программ и методических пособий.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическая работа осуществляется методическим советом МБУ ДО ЦВР в соответствии с разработанным и утвержденным планом работы на 2015/2016 учебный год.

В начале учебного года:

- организуется работа по разработке, корректировке и рассмотрению дополнительных общеразвивающих программ, составляется их перечень;

- составляется сводный годовой план методической деятельности учреждения, который включает в себя план организации и проведения методических мероприятий, открытых занятий (мероприятий);

- определяется методическая тема учреждения;

- утверждаются перечень и тематика деятельности творческих,  рабочих групп педагогических работников;

- составляется список педагогических работников на обучение на курсах повышения квалификации;

- составляется список педагогических работников, аттестуемых в следующем учебном году.

Большое внимание в ЦВР уделяется повышению уровня педагогического мастерства через:

- организацию творческих и рабочих групп педагогических работников по разработке актуальных вопросов образовательной деятельности;

- участие педагогических работников в методических мероприятиях по обмену педагогическим опытом работы (семинары, «круглые столы», конференции,  мастер-классы) различного уровня;

- участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства;

- организацию работы по самообразованию.

В соответствии с планом работы на 2015/2016 учебный год ЦВР организует и проводит следующие методические мероприятия:

- районные семинары

- районные мастер-классы

- круглый стол

- конкурс методических материалов среди педагогических работников учреждения (февраль – апрель).

В рамках самообразования педагоги в течение учебного года работают по индивидуальным методическим темам, ведут портфолио педагогической деятельности.

В работе с муниципальными учреждениями образования и культуры ЦВР выполняет функции методического и организационного центра. Развитие сотрудничества осуществляется в следующих направлениях:

- методическая помощь педагогическим работникам школ в организации  художественной, физкультурно-спортивной, досуговой деятельности и др.;

- оказание помощи в разработке и внедрении в практику дополнительных общеразвивающих программ;

- организация и проведение муниципальных  мероприятий различной направленности.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Обучение ведется по модифицированным и авторским дополнительным общеразвивающим программам, разработанным в соответствии с существующими требованиями. Для информационно-методического и дидактического обеспечения дополнительных общеразвивающих программ используются методические материалы федерального, регионального значения, а также методические материалы, разрабатываемые педагогами и методистом ЦВР.

На начало 2015/2016 учебного года в учреждении реализуются 33   дополнительных общеразвивающих программ.

Ниже приведены наименования дополнительных общеразвивающих программ следующих направленностей:

  • Социально-педагогическая: «Затейники», «Дорожная азбука», «Юные спасатели», «Веселый английский», «Игровая мастерская», «Малышок», «Говоруша».
  • Техническая: «Мастерская творчества».
  • Физкультурно-спортивная: «Атлетическая гимнастика», «Забава»,
  • Художественная: «Мир танца», «Ритм», «Театр кукол», «Кубаночка», Аленький цветочек», «Архидея», «Рукоделие», «Слобода умельцев», «Сувенир», «Радуга творчества», «Живая акварель», «Искусство рисунка», «Казачий круг», «Максимус», «Волшебная палитра», «Летопись родного края», «Мир фантазии», «Гимнастика в хореографии», «Юный гитарист», «Лира».